А какого цвета Ваша ТМ
А какого цвета Ваша ТМ?
Еще в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от далекого 1883 года, которая объединяет более 100 стран мира, предусмотрено право на регистрацию торговой марки, которая состоит только из… цвета или сочетания цветов!
Как пример регистрации цвета в качестве знака в Украине можно привести международнуый знак № 1002348, который зарегистрироввла германская компания OBI AG. Это просто оранжевый цвет. Вы видите этот знак слева.
Казалось бы, все достаточно просто. Но на практике все намного сложнее. Кто имеет право на регистрацию красного цвета? Например: по этому цвету мы узнаем сеть магазинов бытовой техники «Фокстрот». Но ведь и сеть магазинов той же бытовой техники «Эльдорадо» может быть не против зарегистрироввть себе сочетание цветов? Ведь оба знака изображены красным и белым цветами. Как вообще получить монополию на цвет для конкретных товаров и услуг?
Эти вопросы стали еще актуальнее в последнее время. Ведь на дворе – 21 век. Век технических и маркетинговых прогрессов. Техники сосредоточились на разнообразии цветов, а психологи – на влияние цвета на человека. Многие из нас – визуалисты, способные на спонтанную покупку товара по его внешнему виду. Например, я с удовольствием возьму с полки супермаркета пачку печенья с желтой или красной расцветкой, и вряд ли обращу внимание на серую или синюю. Хотя, исходя из результатов многочисленных исследований, люди, которые следят за своим здоровьем, охотнее покупают еду именно в синей упаковке. Видимо, я не из числа тех людей, которые так уж сильно следят за здоровьем!.. :)
Считается, что первыми вопрос о регистрации цвета в качестве торговой марки подняли американцы. Но такая же норма существует и в нашем украинском законодательстве.
Так, статья 492 Гражданского кодекса предусматривает, что «Торговельною маркою може бути ... комбінація кольорів».
В свою очередь, п. 2, ст. 5 ЗУ «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» говорит уже более конкретно, что «Об'єктом знака (т.е. торговой марки, прим автора) може бути … кольори та комбінації кольорів». На практике все не так радужно. Как правильно регистрировать цвета, как подавать такую заявку – нормативные документа Госслужбы интеллектуальной собственности или Укрпатента не говорят. Хотя в «Правилах составления и подачи заявки на выдачу Свидетельства Украины на знак для товаров и услуг» есть упоминания о том, что при регистрации цвета в качестве знака подается необходимое количество отпечатков с поверхностью, на которую нанесен заявленный на регистрацию цвет или сочетание цветов. Также указано, что если заявляется исключительно цвет или сочетание цветов, то к заявке должны прилагаться примеры использования этого цвета для обозначения товаров или услуг. Вот в общем, и все. А когда цвет может быть знаком, какие критерии охраноспособности надо соблюсти, чтобы зарегистрировать такой знак - нет ни слова. Видимо, чиновники, как и всегда, заняли выгодную для себя позицию: "Разбирайтесь, мол, сами! А мы уже потом решим – правильно Вы разобрались или нет.." :)
Например, подает тот же «Эльдорадо» свои цвета (белый и красный) на регистрацию. А в ответ экспертиза присылает ему отказ на основании того, что знак имитирует изображение официального символа иностранного государства, в данном случае - флага Австрийской республики. Кто же в этом случае прав?
Этот пример только лишний раз указывает на несовершенство нашей системы. Нигде в украинских нормативных документах ведь не написано, как «Эльдорадо» нужно доказывать свое право на этот цвет.
Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод. Зарегистрировать цвет в качестве торговой марки можно, но придется помучаться. Регистрируемый цвет должен быть нехарактерным для данного товара или услуги. И при этом, Вы должны достаточно долго использовать знак, чтоб доказать, что красный и белый для напитков ассоциируется с Кока-колой, а синий и красный – с Пепси.
В общем, ввиду отсутствия практики и нормативной базы, вопрос достаточно сложный. Но для защиты своей ТМ нужно использовать все методы. Так почему бы не рискнуть и не попробовать защитить только свой цвет? Если он реально является отличительным, индивидуализующим обозначением Ваших товаров и услуг - то пройдет. Хотя и понятно, что будет идти такая регистрация непроосто: нет нормативного регулирования! :)
© Яна Кондратюк, 2014
Новости в тему:
Электронная и бумажная заявка: какая лучше?
Лицензионный договор, так ли он хорош на самом деле
Повернутись на Головну сторінку реєстрація торгової марки.
Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.