Реєстрація торгової марки
Україна, Євросоюз та всі країни світу
RU
UA

Расходы на товарный знак: учет и налогообложение

 
Расходы на товарный знак: учет и налогообложение

Как известно, лучше продается тот товар, наименование которого «на слуху» у потребителей. Именно этот факт может оправдать затраты изготовителей продукции на регистрацию торговой марки, или приобретение прав на торговую марку. Остается решить, как же такие затраты списывать. Как лодку назовете, так она и поплывет… Одним из необходимых условий успешного продвижении товаров на рынке является их легкая узнаваемость потребителями, в частности, по наименованию продукции. Поэтому стремление производителей создать уникальное торговое имя своему продукту оправдывает связанные с этим процессом траты. В качестве обозначения, которое служит для индивидуализации товаров как компаний, так и индивидуальных предпринимателей, выступает товарный знак (1477 ГК). В соответствии с нормами гражданского законодательства право на товарный знак должно быть обязательно удостоверено свидетельством, которое выдается на основании регистрации в Государственном реестре товарных знаков (п. 1 ст. 1481 ГК). Дабы осуществить подобную регистрацию, необходимо обратиться в Роспатент, который и устанавливает соответствующие правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32). Примечательно, что фирмами практикуется два варианта использования товарных знаков. Первый – приобретение исключительных прав на брэнд, второй – «арендовать» уже существующий лейбл. Логично, что учет в данных случаях будет производиться неодинаково. Исключительное право на товарный знак Итак, если товарный знак разработан самой компанией-производителем, приобретен за плату у правообладателя или получен в качестве подарка, то на него оформляются исключительные права. Логично, что в таком случае его необходимо отражать в составе нематериальных активов, причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом фирма-правообладатель должна иметь на руках соответствующие бумаги, которые бы подтверждали как существование самого товарного знака, так и право собственности на него. Однако вышеперечисленных обстоятельств для отнесения брэнда к НМА недостаточно. Так, одним из наиважнейших критериев признания активов нематериальными является их способность приносить фирме экономическую выгоду (подп. «б» п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. № 153н). А исполнение данного условия возможно лишь в том случае, если правообладатель имеет возможность контролировать использование товарного знака, ведь только тогда компании вправе получить экономическую выгоду от его использования. Существуют и другие требования на этот счет: способность приносить экономическую выгоду в будущем; использование знака свыше 12 месяцев, в течение которых не предполагается его продажа; отсутствие материально-вещественной формы и так далее, – все они также перечислены в подпункте «б» пункта 3 ПБУ 14/2007. Если все вышеперечисленные требования соблюдены, товарный знак можно отнести к нематериальным активам (п. 4 ПБУ 14/2007). Аналогичные требования предъявляются и в налоговом законодательстве (п. 3 ст. 257 НК). Стоимость, по которой принимается к учету товарный знак, формируется не только из расходов на его приобретение или создание, но и из затрат, связанных с обеспечением условий использования такого объекта. Иначе говоря, по его фактической стоимости (п. 8 и п. 9 ПБУ 14/2007). Однако в соответствии с законодательством далеко не все понесенные траты можно учесть в первоначальной стоимости такого НМА. В частности, игнорируются суммы НДС, а также проценты по полученным на его приобретение или создание займам и кредитам. В бухучете такие проценты следует относить к прочим расходам, а при налогообложении – к внереализационным. Впрочем, и данное правило содержит исключения. Например, когда фирмой планируется использование товарного знака в не облагаемой НДС деятельности, суммы данного налога будут являться неотъемлемой частью стоимости брэнда (п. 2 ст. 170 НК). Кстати говоря, как в целях налогообложения, так и в бухгалтерском учете после того, как товарный знак будет принят к учету, его первоначальная стоимость меняться уже не сможет (п. 16 ПБУ 14/2007). Что касается непосредственной процедуры принятия товарного знака к учету, то выглядит она следующим образом. Прежде всего на данный вид НМА оформляется карточка учета нематериальных активов по форме № НМА-1 и составляется акт по вводу его в эксплуатацию. Оформление именно этих документов свидетельствует о принятии товарного знака к учету, что, в свою очередь, является прямым путем к вычету НДС по всем затратам, связанным с разработкой и регистрацией товарного знака (п. 1 ст. 172 НК). Причем если первый документ (карточка учета нематериальных активов) имеет унифицированную форму, то акт по вводу в эксплуатацию Госкомстатом не утвержден. Это значит, что инициатива по разработке данного документа ложится на плечи организации, результаты трудов которой следует зафиксировать в учетной политике. При этом немаловажно учесть требования законодательства к оформлению бухгалтерской документации, а именно зафиксировать в акте о вводе товарного знака в эксплуатацию реквизиты, указанные в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Принимая товарный знак в состав нематериальных активов организации, следует задуматься и о сроке его полезного использования. В данном случае речь идет о выраженном в месяцах периоде, в течение которого можно использовать данный брэнд. В таком деле стоит ориентироваться прежде всего на время, в течение которого он может приносить фирме экономическую выгоду. Эксперты журнала «Московский бухгалтер» полагают, что сделать это достаточно просто, учитывая тот факт, что период действия свидетельства установлен законодательством как 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию. Следовательно, срок действия свидетельства надо просто уменьшить на период ожидания от даты подачи заявки до выдачи охранного документа. Списание товарного знака в расходы происходит через амортизацию, исчисление которой можно начинать со следующего месяца после начала использования товарного знака. Причем амортизационные отчисления можно рассчитывать несколькими способами. Однако наиболее удобным считается линейный, ведь тогда не будет различий в учете сумм амортизации как для целей бухгалтерского учета, так и для налогообложения. Использование чужого имени В отдельных случаях организация может посчитать нерациональным приобретение или создание своего товарного знака. В качестве альтернативы могут послужить уже существующие «раскрученные» брэнды, для использования которых организации понадобится разрешение их владельцев. Подобное согласие с собственником (лицензиаром) оформляется договором коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ГК). Однако при заключении подобного договора потенциальный пользователь товарного знака (лицензиат) должен быть готов к тому, что ему придется обеспечить и то качество производимых на основе договора товаров, которое соответствует не его внутренним нормам, а стандартам лицензиара (ст. 1032 ГК). Аналогично исключительным правам договор коммерческой концессии должен пройти регистрацию в Роспатенте. В противном случае он попросту будет считаться ничтожным (п. 2 ст. 1028 ГК), а значит, не будет и фактических прав на его использование. Следствия подобной ситуации вовсе не привлекательны: платежи по данному соглашению не смогут снизить налогооблагаемую прибыль (п. 1 ст. 252 НК); невозможно будет зачесть суммы НДС. Полученные в пользование товарные знаки следуют учитывать на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 39 ПБУ 14/2007). Примечательно, что в Плане счетов отдельного «места» под полученные НМА не выделено. Это значит, что компании необходимо ввести соответствующий счет (например, счет 012 – «НМА, полученные в пользование») самостоятельно и утвердить его в учетной политике. «Одалживая» чужой товарный знак, следует отметить еще одну немаловажную особенность. Размер вознаграждения, выплачиваемый хозяину брэнда, как правило, состоит из двух частей: единовременной и постоянной (выплачиваемой ежемесячно в течение срока действия договора). Единовременный платеж следует относить на расходы будущих периодов и списывать постепенно (п. 39 ПБУ 14/2007). Аналогичным образом происходит и снижение на затраченные суммы налога на прибыль (п. 2 ст. 272 НК). Что же касается периодических выплат, то их нужно отражать в расходах того периода, в котором они начисляются по договору (п. 39 ПБУ 14/2007). Снижение «прибыльного» налога на затраченные таким образом средства происходит посредством отнесения их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК). (Автор: Т. Прасолова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»).

По материалам Сети

Повернутись на Головну сторінку реєстрація торгової марки.
Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.