Ирония судьбы и торговые марки
Ирония судьбы и торговые марки
Мы рады сообщить хорошую новость для одного из наших уважаемых Клиентов - компании «Прес-Курьер Медиа»: получено положительное Решение квалификационной экспертизы Укрпатента в отношении регистрации торговой марки, т.е. заявленного на регистрацию словосочетания «Ирония судьбы».
Сознаемся, что в отношении этого знака мы прогнозировали явный риск отказа в регистрации. А если точнее, мы имели опасения, что экспертизой Укрпатента может быть сделано субъективное и потому неверное заключение о несоответствием Знака нормам закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг».
К нашему большому сожалению заметим, что за более чем 20 лет с момента принятия Закона так не приняты подробные и толковые Правила проведения экспертизы по Заявкам на знаки для товаров и услуг. Конечно, наш читатель может заметить, что ведь еще в 1997 году были приняты и ныне действующие «Правила составления и подачи заявки на выдачу Свидетельства Украины на знак для товаров и услуг» (далее - Правила).
Но эти Правила были хороши и даже очень хороши с десяток лет назад. На тот момент еще только становления экспертизы Укрпатента они давали ответ на самые общие, злободневные вопросы. Например, определили критерии установления сходства между словесными знаками (фонетический, графический, семантический). Но за прошедшие годы проблемы, постепенно накапливавшиеся по вопросам экспертизы знаков, так и не были урегулированы более полным, подробным и глубоким содержанием Правил.
Например, до сих пор нет понятного и однозначного ответа на такие вопросы: какие именно фирменные наименования, названия произведений литературы и искусства или просто фамилии, имена, псевдонимы лиц считать известными?
Справедливости ради вспомним, что несколько лет назад специалистами Укрпатента был подготовлен прекрасный Проект новых «Правил составления и подачи заявки на знак для товаров и услуг», в которых был дан ответ на сложные вопросы проведения экспертизы торговых марок. Так, например, "известными" проект Правил признал те произведения, которые были доведены до всеобщего сведения неограниченному числу лиц в разных местностях Украины и эти произведения стали доступны для неограниченному числу лиц. Также проект Правил устанавливал, что эти произведения должны были устойчиво ассоциироваться с авторами, которые их создали. Более того, в проекте Правил были разрешены многие другие важные вопросы квалификационной экспертизы заявленных обозначений. К сожалению, проект Правил так и не был утвержден по совершенно непонятным причинам.
По той же самой иронии судьбы наш Клиент выбрал себе знак «Ирония судьбы». Конечно, мы понимали, что фильм «Ирония судьбы или С легким паром!» известны в Украине почти каждому взрослому человеку. Поэтому мы опасались, что экспертиза Укрпатента признает заявленный нами знак сходным с названием известного в Украине советского фильма. Вспомним, что новый проект Правил не вступил в силу. И пока что любое решение по подобному проблемному знаку - будет только на совести эксперта. И возможна ситуация, когда только эксперту придется решать, на чьей стороне правда! И был высокий риск того, что в соответствии с п.2 ч. 4 ст.6 ЗУ «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» в регистрации знака будет отказано.
Но, по мнению специалистов нашего Агентства, в ситуации со знаком «Ирония судьбы» выше упомянутое положение Закона и Правил не должны применяться. У словосочетания «ирония судьбы» нет устойчивой привязки (ассоциации) к какому-то одному автору, создателю. Ведь, кроме названия фильма, оно широко используется как в других произведениях литературы, искусства, так и в повседневной жизни. Кроме того, оно лишено своей оригинальности, так же, например, как и названия таких хорошо известных произведений «Тихий Дон» или «Катерина». Аналогично, например, название романа Харуки Мураками «Охота на овец» тоже совсем не оригинально.
В Киеве, кстати, недавно открылся ресторан с таким же названием. И если собственники ресторана пожелают зарегистрировать это название как торговую марку – то в регистрации им НЕ должны отказать. Но это ДОЛЖНЫ напрямую коррелирует с осведомлённостью экспертов Укрпатента. Возможно, что конкретному эксперту не столь известен Мураками. Но такой классик, например, как Лев Толстой - известен всем. И в то же время другой киевский ресторан имеет зарегистрированную марку «ТОЛСТОЙ». Надеюсь, Заявители не получали разрешение от правопреемников Льва Николаевича?! Ведь по сути дела, Толстые - этой известная и легендарная российская фамилия. И весьма распространенная не только в той же России , но и в Украине! :)
А вот если вспомнить, например, оскароносный фильм «Молчание ягнят»... То тут оригинальность названия произведения - налицо. Ведь ясно, что никто и никогда не ассоциировал это словосочетание с каким-то товаром и услугой. Но зато это словосочетание четко ассоциируется или с романом писателя Кена Кизи, или с названием всемирно известного фильма.
По мнению наших специалистов охраняться название литературного произведения или имена персонажей из них могут только тогда, когда они представляют собой неологизмы или вымышленные словосочетания. Будет ли услышано наше мнение при подготовке новой редакции Правил - трудно сказать. Но очень надеемся, что будет.
Также надеюсь, что рано или поздно все же будут приняты новые, подробные и ясные Правила о проведение экспертизы заявок на знаки для товаров и услуг, соответствующие современному уровню экспертизы Укрпатента...
Хороших нам всем Правил... И чтобы регистрацию торговых марок наших Клиентов никогда не настигла ирония судьбы!
(с.) Ирина Шиба
Повернутись на Головну сторінку реєстрація торгової марки.Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.