Популярность торговой марки может стать ей невыгодной!
Поговорим о том, как и когда популярность торговой марки может стать ей невыгодной.
Фломастер, линолеум, пластилин, фрисби, акваланг, аспирин, термос, керосин, диктофон, джакузи, одеколон, унитаз, целлофан, эскалатор.. При желании этот список можно продолжать бесконечно. Что же объединяет эти, на первый взгляд, совершенно разные предметы? Только одно – раньше все эти названия были торговыми марками.
Что же такое нарицательный бренд и как он им становится?
В практике интеллектуальной собственности нарицательным называют бренд, который в результате использования становиться общим названием, синонимом своей товарной категории или услуги. Причина такого процесса всегда одна – чрезмерная популярность бренда, общеизвестность, его мировая или региональная узнаваемость потребителями.
Довольно часто нарицательными становятся успешные знаки, которые идентифицируют инновационные товары или услуги. То есть те, которые появляются на рынке впервые и не имеют аналогов. В основном, это названия устройств, веществ или медицинских препаратов. Технология, защищаемая патентом, имеет конкретный срок правовой охраны, а торговая марка в силу своей сверх популярности со временем начинает «принадлежать народу».
Также возможны и ситуации, когда обще употребляемым становиться обозначение товара или услуги, которые по своей сути не являются новыми, но по характеристикам или свойствам не имеют значимых конкурентов на ринке. При этом в большинстве случаев, товар или услуга со временем может потерять свои лидирующие или инновационные позиции в связи с техническим прогрессом. Но нарицательные знаки настолько укореняются в лексиконе, что в дальнейшем так начинают называть и товары или услуги других торговых марок.
Что же плохого в популярности таких брендов?
Ведь их владельцы добились самого главного – о них знает каждый потребитель, они добились максимального успеха! Но именно по этой причине торговая марка и теряет свою правовую охрану. Ведь основная характеристика торговой марки - это наличие различительной способности. А нарицательные знаки со временем ее теряют и стают обще употребляемыми словами. И могут быть использованы другими производителями. Поэтому многие компании, которые постигла такая участь, всячески препятствуют переходу своего бренда в имя нарицательное.
Классическим примером в таком случае являются действия компании Xerox. Начиная с 1970-х годов, предприятие тратит огромные средства на рекламные компании, целью которых является популяризация слов photocopy как аналога их торговой марки Xerox.
Подобный вопрос сейчас беспокоит и владельца торговой марки Google. Ведь слово «погуглить, гуглить» сейчас используется практически каждым обывателем сети интернет. Бренд понемногу переходит в категорию нарицательных торговых марок. Кстати, в 2017 году в США группа лиц пыталась добиться признания слова «google» обще употребляемым. Но компания Google выиграла спор благодаря норме закона, согласно которой правовая охрана торговой марки прекращается, если общеупотребимость касается тех товаров или услуг, для которых знак зарегистрирован. А обозначение «google» зарегистрировано для программного обеспечения, а не для поиска информации в сети интернет.
А что говрит Закон о популярных брендах?
Кстати, подобная норма существует и в украинском законодательстве. Согласно ч. 3 статьи 18 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»:
«Дія свідоцтва припиняється за рішенням суду у зв’язку з перетворенням торговельної марки в загальновживане позначення певного виду товарів чи послуг після дати публікації відомостей про видачу свідоцтва».
Поэтому, дорогие Заявители, Вам совет: успейте зарегистрировать свою торговую марку до того, как она станет нарицательным брендом!
©Оксана Власюк, 2020
Похожие новости:
Торговые марки наших Клиентов зарегистрированы и опубликованы в США
Проверка торговой марки в Украине - новые базы и старые подходы.
Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.