Защита прав украинских потребителей и торговые марки Украины
Защита прав украинских потребителей и торговые марки Украины.
Общество потребления давно поняло, что права потребителей - надо защищать. И даже праздник такой есть - День защиты прав потребителей. Празднуют его в марте, 15-го числа. Если говорить об истории этого праздника, родом он из Америки. Именно 15 марта 1962 года Джон Кеннеди в своем обращении к Конгрессу поднял вопрос о необходимости законодательного урегулирования защиты прав потребителей (сокращенно ЗПП). В своем докладе Кеннеди выделил четыре основных права потребителей: 1) право на получить информацию о товаре или услуге, 2) безопасность товаров и услуг, 3) право на свободный выбор и 4) право высказать свое мнение о товаре / услуге и быть услышанным. Именно эти принципы и легли в основу американского Билля о правах потребителей. И позднее, в 1983 году Генеральная Ассамблея ООН официально установила Всемирный день защиты прав потребителей. Но то - праздник. А мы же каждый день что-то потребляем. От воды - электричества до еды и уборки мусора. Так давайте посмотрим, а как эти права пересекаются и взаимодействуют с торговыми марками (брендами)?
А как обстоит с этими правами потребителей в Украине?
В Украине одним из первых законов, еще в 1991 году, был принят Закон Украины “Об охране прав потребителей”. В этом законе тщательно прописаны права украинских потребителей и механизмы их защиты. При этом Закон "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" был принят только в 1993 году. На два года раньше подумали о потребителях! :) А вот как работают ли механизмы ЗПП на самом деле, это уже вопрос для отдельной статьи. Сегодня мы поговорим о взаимосвязи торговых марок и прав потребителей.
А при чем здесь торговые марки?
Если выходить из самой сути торговой марки, то, в первую очередь, для потребителя сама ТМ – это ориентир среди аналогичных товаров и услуг. Ведь знак для товаров и услуг – это визитная карточка предприятия, производящего товар или предоставляющего услугу. И предназначена ТМ специально для потребителя этой продукции или услуг.
В Законе Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг" прописаны требования к тому обозначению, которое может быть зарегистрировано как знак для товаров и услуг (ТМ). И если ознакомится с этими требованиями, можно точно сказать, что ТМ играет значимую роль в механизме защиты прав потребителей.
Общая защита прав в Законодательстве о ТМ.
Согласно Закону “Об охране прав на знаки для товаров и услуг" предусмотрен целый ряд мер для защиты прав потребителя.
Во-первых, обозначение не должно противоречить принципам морали, публичного порядка и гуманности. То есть, украинский потребитель никогда не должен столкнутся с обозначениями, которые могут пропагандировать войну, насилие, расовую, гендерную дискриминацию, с нецензурной лексикой и так далее. Закон запрещает регистрацию таких обозначений! Кстати, нацистская и коммунистическая символика тоже под запретом.
Во-вторых, также запрещено регистрировать государственную, международную символику, гербы, флаги, названия государств. Это возможно только с разрешения компетентных органов тех государств. Т.е., нельзя вводить потребителя в заблуждение относительно места производства товаров, указывая на них, например, флаг США. Или делая надпись "Made in France". Ведь тогда потребитель может подумать, что этот товар из США или Франции.
Запрет введения потребителей в заблуждение.
По всему законодательству по ТМ красной нитью проходит правило: обозначение не должно вводить потребителя в заблуждение. Ни в отношении лица, которое производит товары или предоставляет услуги, ни в отношении вида, количества, качества или других характеристик самой продукции или предоставляемых услуг.
Наиболее детально об этом говорят действующие "Правила составления, подачи и рассмотрения Заявки на выдачу Свидетельства Украины на знак для товаров и услуг." Так п. 4.3.1.9. Правил устанавливает, что "К обозначениям, являющихся ложными или такими, которые могут ввести в заблуждение относительно товара, услуги или лица, производящего товар или предоставляет услугу, относятся обозначения, порождающие в сознании потребителя ассоциации, связанные с определенным качеством, географическим происхождением товаров или услуг или с определенным производителем, которые в действительности не соответствуют действительности.
Обозначение может быть признано ложным или таким, что способно вводить в заблуждение, когда очевидно, что оно в процессе использования знака не исключает опасность введения в заблуждение потребителя."
Ведомство всегда должно проверять заявляемое на регистрацию обозначение на соответствие требованиям Закона и в случае необходимости запрашивать подтверждающие документы. Ведь потребитель должен получать правдивую информацию о товарах и услугах!
В третьих, и это самое главное, нельзя регистрировать одинаковые торговые марки для одного вида деятельности на разных владельцев. В этом требовании Закон защищает не только права владельцев зарегистрированных торговых марок, но и права потребителей. Ведь потребитель ориентируется на определенное качество продукции и услуг и явно не желает столкнуться с контрафактом и подделками.
В заключение.
Таким образом, торговые марки - являются ключевым моментом в механизме защиты прав потребителей.
А производителям мы советуем зарегистрировать свои бренды, следить за их качеством и оброй репутацией. И тогда потребител выберет вас!
Ну, а вот зарегистрировать бренд (логотип) - это уже поможем вам мы!
© 2019, Соавторы: Оксана Власюк и Патентный поверенный Игорь Кондратюк
Интересные новости:
Как в Украине правильно зарегистрировать авторское право на музыку?
Новые веяния по защите торговых марок на таможне
Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.