Реєстрація торгової марки
Україна, Євросоюз та всі країни світу
RU
UA

Проблемы законодательного определения понятия Торговая марка

Проблемы законодательного определения понятия «Торговая марка»

Сразу же нужно отметить, что на сегодня понятие «торговая марка» - является широким понятием, которое трудно непосредственно сосредоточить в одной лишь правовой, юридической сфере. Прежде всего, это экономическое понятие, Проблемы определения - торговая марка или товарный знаккоторое со временем приобрело правовой регламент, который исходил из необходимости защиты товаропроизводителей и лиц, предоставляющих услуги, от недобросовестного использования их товаров и услуг, которые маркируются соответствующим знаком. Актуальным понятие «торговая марка» является и в психологии и философии, как один из элементов постмодернизма и XXI века. Таким образом, торговую марку можно понять в правовом, социально-экономическом и психологически-философском смысле. Однако в данной статье нас интересует только правовое значение, целью чего является вывод относительно изменений, которые ввели Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины и изменений, которые могут произойти вскоре в рамках интеграции Украины в Европейское сообщество, а именно - адаптации украинского законодательства к европейским требованиям.

Так, на сегодня в юридической литературе и законодательстве Украины существует несколько правовых определений (понятий), которые по своему содержанию довольно-таки похожи, однако при более детальном исследовании можно обнаружить, по нашему мнению, ряд неоднозначностей.

Главным проблемным моментом, с нашей точки зрения, является неоднозначность правового сосуществования двух групп узаконенных Украины понятий, а именно «знак» или «марка», «товарный» или «торговый».

«ЗНАК» или «МАРКА»?

Действующий Гражданский Кодекс Украины принят 16 января 2003 г. и вступил в силу с 01.01. 2004 года. До нового Гражданского кодекса (далее - ГК Украины) в Украине существовало единое понятие  - "знак для товаров и услуг", которое не полностью соответствовало международным нормам и что более важно - Парижской конвенции по охране промышленной собственности  от 20 марта 1883 г. Напомним, что  Article 6 (Статья ) ее  имеет следующее название: "Marks: Conditions of Registration; Independence of Protection of Same Mark in Different Countries". А вот слово "Marks" может быть переведено и как "Марки" и как "Знаки". Но далее по тексту идет "The conditions for the filing and registration of trademarks". А уже "trademarks"  в переводе может быть или "торговая марки", или "торговый знак". Но никак не "товарный знак", что нам навязывают словари и недалекие переводчики. Чувствуется "железная рука Москвы" :)  Однако в п . 10 ст. 420 действующего ГК Украины  все же очень грамотно и разумно его составителями указано, что к объектам интеллектуальной собственности относятся «торговые марки (знаки для товаров и услуг)». Определение торговой марки по новому ГК Украины содержится в ст. 492, где указано, что торговой маркой может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодные для выделения товаров (услуг), производимых (предоставляемых) другими лицами. Таким обозначением могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов.ГК Украины (ст. 155) также использует понятие «торговая марка», понимая под этим знаки для товаров и услуг. Т.е. в этом случае возможно отметить, что торговая марка и знаки для товаров и услуг являются синонимами.

Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», который был принят 15 декабря 1993 г., не содержит определения торговой марки как таковой вообще и в ст. 1 понимает под этим знак, как обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц.

Понятие «знак» используется и в ст. 1 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования места происхождения товара" от 23 сентября 1992 г., где указано, что "товарный знак и знак обслуживания - обозначение, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц ".

Складывается ситуация, когда в одном правовом поле с 1 января 2004 г. существует два понятия: «знаки для товаров и услуг» или «знак» и «торговая марка». Попробуем более детально проанализировать украинское законодательство относительно этого несоответствия.

Согласно ст. 4 ГК Украины актами гражданского законодательства являются также законы Украины, которые принимаются в соответствии с Конституцией и ГК Украины. В п. 3 Заключительных и переходных положений сказано, что Кабинет Министров Украины до 1 апреля 2003 г. должен был составить «перечень законодательных актов, в которые нужно внести изменения, в связи вступлением в силу Гражданского кодекса». Из указанного можно сделать вывод, что национальное право отдает приоритет нормам ГК Украины и понятие «торговая марка» имеет приоритет над «знаками для товаров и услуг». Однако в рамках национального права это неважно, ведь как отмечалось, в законодательстве Украины они понимаются синонимично.

Иная ситуация с нормами международного права. Согласно ст. 10 этого же ГК Украины определяется приоритет международных договоров над актами гражданского законодательства Украины. В случае, если в действующем международном договоре Украины, заключенном в установленном законом порядке, содержатся другие правила, чем те, которые установлены актом гражданского законодательства - применяются правила международного договора Украины. Учитывая это, следует отметить, что провозглашенное Украиной европейское направление ее развития требует, кроме декларативного, еще и правового единства с европейскими народами, а именно адаптации украинского законодательства к требованиям Сообщества. Отметим, что определение «торговая марка» вполне соответствует терминологии европейского законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Несмотря на всю казалось бы незначительность вопроса, оно составляет препятствие к вступлению Украины не только в ЕС, но и в СТО.

Также надо отметить, что в русских источниках встречается мнение, что понятие "торговая марка" (ТМ) является более экономичным, чем правовым, что синонимично понятию "брендинг" (branding (англ.) - клеймение).

В таком случае, под торговой маркой (брендингом) понимают товарный знак (знак для товаров и услуг) плюс все, что знают и думают о товаре, все, чего ожидают потребители. Это образ, который возникает в сознании, как реакция на товарный знак. Это обещание производителя или лица, оказывающего услуги, за товар, услугу постоянно предлагать потребителю специфический набор качеств и ценностей. Например, слово «Мерседес» как товарный знак является лишь словом и знаком с трехлучевой звездой, однако как торговая марка это - немалый понятийный ряд, который обогащен украинским, русским или иным фольклором, то есть именно процессом использования товара, который предлагается потребителю под торговым знаком «Мерседес». На нашем сайте рассказано и о том, какие есть виды торговых марок, поэтому на этом мы не будет останавливаться.

Как видим, в таком случае понятие "торговая марка" является более широким, однако следует отметить, что в любом случае его легализация целесообразна как для внутренней законодательной и законотворческой политики государства (использование единой терминологии), так и для внешней политики Украины (адаптация к законодательству ЕС).

«ТОРГОВЫЙ» или «ТОВАРНЫЙ»?

Относительно другой группы, определенной нами, а именно: «торговый» или «товарный» следует вновь обратиться к Парижской конвенции, которая в своем понятийном аппарате использует определение «товарный». Применение такого понятия является более целесообразным, ведь знак непосредственно касается собственно товара и фактически становится его неотъемлемой частью. В «Популярной юридической энциклопедии» находим такое же определение - «товарная марка» - фирменное имя, знак, символ, рисунок или их сочетание, обозначающие продукцию или услуги, предлагаемые потребителям. Целесообразно добавить, что, несмотря на использование «товарный», дальнейшее трактовка понятия является неудачной, ведь она относит к торговой марке фирменное наименование, которое является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности (ст. 420 ГК Украины) и не определяет основной функции торгового знака - выделения одного из других подобных товаров.

В ст. 492 ГК Украины вместо слова «товарный» использовалось слово «торговый», которое, в свою очередь, происходит от слова «торговля». Попробуем разобраться в причинах такого определения. Так, торговлей определяется форма обмена товаров, при которой их движение из сферы производства в сферу потребления или изменение одного владельца товаров другим происходит на основе купли-продажи. Как видим, в данном случае упор делается на отношении товар-торговля, а не товар-знак для товаров и услуг.

***

Добавим напоследок, что, например, в немецком праве сосуществуют два слова (das Handelszeichen - торговый знак и das Warenzeichen - товарный знак), в английском языке под понятием trademark понимают и «торговую марку» и «торговый знак».

(с) Яна Кондратюк, 2012

Новости в тему:
Доменным именем первого уровня сможет стать любое слово, не говоря уже о торговой марке. 

Торговая марка на туалетной бумаге возмутила общественность.

 

Повернутись на Головну сторінку для реєстрації торгової марки.
Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.
Почитати Статті про торгову марку, промисловий зразок, винахід, корисну модель та авторське право.