Мэрия Москвы формирует для изобретателей рынок сбыта
Мэрия Москвы формирует для изобретателей рынок сбыта.
Столичное правительство готовит новый пакет мер, призванных подстегнуть у бизнесменов и чиновников интерес к изобретениям. В частности, предлагается создать реестр инновационных малых предприятий, а также определить минимальную долю продукции изобретателей при размещении горзаказа.
Столичные власти начали помогать изобретателям еще четыре года назад. Тогда об инновациях в федеральном центре еще и не думали. В 2007 году по инициативе Департамента поддержки малого и среднего предпринимательства г. Москвы было создано Агентство по развитию инновационного предпринимательства (АРИП). В качестве учредителей тогда выступили московские технопарки, финансовые компании, учебные заведения. Новой структуре поставили вполне конкретную задачу - помочь предпринимателям, коллективам разработчиков, работающим в инновационной сфере, сориентироваться на рынке, понять, что нужно для реализации проектов, а также оказывать все необходимые виды поддержки на ранних стадиях их развития.
В агентстве действует принцип одного окна, то есть бизнесмен или изобретатель может прийти со своими вопросами и получить все необходимые консультации у разных специалистов. Там вам расскажут, как взяться за дело, или как проводится регистрация торговой марки. Потом начинается этап подготовки документов. Обычно он занимает две-три недели, на рассмотрение - еще полтора месяца. При положительном решении можно рассчитывать на субсидии.
"Мы максимально приблизили наши требования к рыночным. Просим, чтобы человек оценил рынок, на который хочет выйти, чтобы у него была в порядке бухгалтерская документация. Если кто-то серьезно решил заняться бизнесом, вложить в него деньги, то все это реально", - говорит директор агентства Алексей Костров.
Представители малого бизнеса могут получить три вида субсидий. Во-первых, субсидию на патентование. Руководители малого предприятия могут обратиться либо в ДМСП, либо в агентство и получить средства для получения патента как в России, так и за рубежом. Общая сумма помощи - до 1 млн руб. Во-вторых, город финансирует субсидиями инновационных предпринимателей, находящихся на стадии опытного образца. Изобретатели, имеющие реальные разработки, могут получить на их производство от агентства до 2,5 млн руб. Также компенсируются расходы на продвижение продукции. Этот пункт включает затраты на участие в выставках, конференциях и других подобных мероприятиях. Бизнесмен может рассчитывать на получение 250 тыс. руб. Но следует иметь в виду, что деньги даются не просто так. Половину финансового бремени должны нести сами малые компании, только в этом случае они могут рассчитывать на безвозвратные гранды.
Ежегодно АРИП рассматривает приблизительно 75 проектов. И только около 25 из них получают поддержку. Бывают случаи, когда изобретатель приходит с патентом, но совершенно не понимает азов ведения бизнеса, не хочет вкладывать в дело свои деньги, искать инвесторов. Есть категория профессиональных получателей бюджетных средств, они научились писать отчеты. Но не более того. Заявки таких клиентов отклоняются. Агентство ориентировано на тех, кто способен создать и развивать свое дело. С момента работы агентства одобрены заявки более 100 компаний.
Интересно, что здесь не забывают о своих клиентах и отслеживают судьбу компаний, которым помогли. "Мы хотим, чтобы затраченные деньги приносили бы максимально возможный результат. Поэтому обязательно мониторим компании, которым оказывали поддержку. Отмечу, что большинство малых компаний прогрессируют. Я знаю немало предприятий, которые, начав с нуля, успешно развиваются, на них работают уже не 4-5 человек, а десятки сотрудников. Согласно нашей статистике, только 10-15% фирм не удается развиваться в той степени, на которую они рассчитывали", - сообщил Костров.
Добавим, что практически завершена работа с Минэкономразвития по финансированию работ на последующих стадиях разработки инновационного продукта из средств Российской венчурной компании. В столице действует две венчурные компании с объемом средств 1,6 миллиарда рублей.
В столице инновационная система уже не только создана, но и вполне прилично работает. Городские изобретатели уже получают не только финансовые, но и имущественные льготы. Но это не означает, что система не нуждается в дальнейшем улучшении. Поэтому правительство Москвы не намерено останавливаться на достигнутом. Например, сейчас эффективно работает норма, по которой 20% городского заказа должно размещаться на малом предприятии. Изобретатели рассчитывают, что вскоре и они получат свою гарантированную долю в горзаказе.
Как стало известно "МК", в настоящее время завершается подготовка постановления правительства Москвы об эффективности мер поддержки инновационных малых предприятий. В этом документе есть два новаторских предложения. Во-первых, это положение о ведении реестра инновационной продукции города. Во-вторых, положение об обязанности госзаказчиков закупать в течение года определенный процент товаров из данного реестра, что позволит инновационным предприятиям сформировать гарантированный рынок сбыта.
На столь радикальные меры городские власти пошли вполне осознанно. Дело в том, что многие благие начинания по поддержке изобретателей буксуют на месте. "В феврале нынешнего года мы проводили в Центральном доме предпринимателя актив работников малого бизнеса и организовали в рамках этой встречи небольшую выставку, - рассказывает руководитель ДМСП Михаил Вышегородцев. - В экспозиции участвовали компании, занимающиеся инновационным бизнесом в жилищно-коммунальном хозяйстве. Один из коммерсантов экспонировал аппарат, используя который можно покрасить за полчаса 20 метров забора. Эффективнейший прибор, очень простой в эксплуатации. Я был уверен: у изобретателя отбоя от заказчиков не будет. Как бы не так: в конце лета мне рассказали - не купили ни одного аппарата! Почему?
Оказалось, дешевле нанять гастарбайтера, который пусть не за полчаса, а за неделю сделает тот же объем работы, но обойдется она дешевле уникального прибора. Вот вам парадокс. А обязали бы госзаказчиков приобретать подобного рода изобретения Кулибиных, и рынок инноваций стал бы развиваться быстрыми темпами".
Надо признать, что сегодня городские департаменты, организации, промышленные компании, как правило, не имеют стимула по внедрению ноу-хау. Ведь не секрет, что инновационная продукция на первых порах на рынке дороже, чем традиционная.
Хотя по своим функциональным свойствам она существенно превозносит стандартные образцы. К примеру, энергосберегающие диодовые лампы дороже ламп накаливания.
Тем не менее 27 стран Евросоюза с 1 сентября запретили продажи классических 100-ваттных электролампочек.
Подобная стратегия энергосбережения, как подсчитали специалисты, поможет экономить в год на электричестве одной среднестатистической семье 50-166 евро. В масштабах Евросоюза это 5-10 миллиардов евро.
Поэтому, считают эксперты, надо сделать так, чтобы у российских госзаказчиков возник стимул покупать ноу-хау. И жесткий регламент способен побудить их изменить поведение. "Ведь мы отлично знаем: мало разработать современный инновационный продукт - его надо продать. Он дорого стоит и на конкурсе не выдерживает соревнования с устаревшими, но более дешевыми конкурентами. Это касается и медикаментов, и медицинской техники, и сферы ЖКХ", - считает министр Вышегородцев.
Сейчас интерес к малому инновационного бизнесу в Москве растет. Желающих рискнуть, заняться творческим поиском перспективных идей становится все больше.
Для города важно, чтобы среди его новых рекрутов было бы больше молодежи.
Поэтому власти стараются, чтобы стезю изобретателя выбирали именно студенты и выпускники вузов. "Думаю, есть смысл организовывать встречи для молодежи с добившимися успеха предпринимателями, организовывать семинары, конкурсы молодежных проектов. Как только молодежь заинтересуется этим, поймет, что инновации - это классно, круто, они придут в этот бизнес. А мы им поможем. И таких людей становится больше. Я часто принимаю участие в инновационных мероприятиях и встречаю на них молодых людей, которые еще на студенческой скамье задумываются о создании собственного дела. Разумеется, сразу невозможно поменять инновационный климат, но постепенно это будет происходить", - говорит Костров.
Две трети (66%) российских инновационных предпринимателей предпочли бы взаимодействовать с зарубежными венчурными структурами. Такой результат получен в ходе опроса, проведенного в 57 регионах страны Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Около 58% опрошенных инновационных предпринимателей в России не доверяют деятельности государственных инновационных структур и венчурным фондам с госучастием. Два года назад ситуация была обратной. Тогда 60% участников исследования в своих комментариях указывали о необходимости усиления роли Российского государства в формировании инновационной инфраструктуры. По мнению президента НАИРИТ Ольги Усковой, на изменение отношения инновационных предпринимателей повлияло отсутствие какого-либо результата в отрасли в течение ряда лет, а также проблемы с реализацией ключевых инфраструктурных проектов "РВК" и др.
29 сентября состоится заседание правительства Москвы, которое будет посвящено исключительно мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.
Похожие новости: Интеллектуальная собственность, ВТО и борьба за портфели
Посмотреть другие интересные торговые марки
Повернутись на Головну сторінку реєстрація торгової марки.Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.