Регистрация торговой марки
Украина, Евросоюз и все страны мира
UA
RU

Штрих-код – что нужно знать и как правильно действовать предприятию

Что такое штрих-код  и как получить штрих-код рассказывает юрист АгентстваШтрих-код - что нужно знать как правильно действовать, чтобы не возникло проблем? 

Теория: штриховой код  (сокращенно - ШК) - это неотъемлемая часть рыночных отношений.  Для реализации своих товаров в торговых сетях, импорта в другие странны и успешной реализации нужно получить штрих-код. Наиболее популярный из которых -  GTIN-13/ EAN-13. Это тридцатизначный код, который присваивается товарам:
- не меняющим свое количество (в отличие от весовых)
- производимым в одинаковом виде и составе
- и предназначены для розничной торговли.  
Эти цифры являются кодом к информации, а именно: первые три – Префикс национальной организации члена GS1, т.е. это орган, который присваивает ШК. Для Украины это Ассоциация товарной нумерации «ДЖС1 Украина», три цифры указывающие на нее – 482. Т.е. если Вы видите, что штрих-код начинается на 482 – он был присвоен ведомством Украины. Но, важно не путать, это не страна производства, а именно страна в которой было получено код резидентом Украины. При этом сам товар может быть изготовлен в любой точке мира, а код получен либо владельцем торговой марки под которой производится товар, либо владельцем нормативно-технической документации на товар, либо владельцем самого товара.
Следующие цифры указывают на предприятие – владельца ШК, после цифры – номер товара и последняя, 13-я, это контрольная цифра, которая по специальному алгоритму высчитывается из предыдущих 12-ти цифр. Т.е. на часто задаваемый вопрос – могу ли я сам придумать и присвоить ШК? – ответ и да, если это исключительно в рамках Вашего предприятия, и нет – код который  будет работать во всех торговых сетях, официальный код, это умное сочетание цифр с заложенным смыслом.

 

Важные практические вопросы.
Для того чтобы Вашей товарной позиции был присвоен штрих-код нужно стать участником Международной Ассоциации товарной нумерации «ДЖС1 Украина». Для этого заключаются соответствующие договора и оплачиваются взносы. И это - Вы можете доверить нам!
Сам ШК присваивается на основании поданной Заявки, которая включает ряд обязательных и не обязательных к заполнению пунктов. Именно при заполнении Заявок на присвоение ШК необходимо максимальное содействие со стороны Заказчика. Пройдемся по основным пунктам.
Первое - это раздел Наименование – здесь указывается сам товар, при этом нельзя просто указать «Продукт», необходимо конкретизировать, например «Напиток». Ну а дальше уже указывается название, если есть, также при наличии - указывается артикул и торговая марка. При этом, если Ваша торговая марка еще не зарегистрирована, то это не особо хорошо. И надежнее указывать ее в ШК как минимум после проведения проверки торговой марки. Только это дает понимание ситуации и шансов зарегистрировать этот бренд. Риск в том, что если ТМ не зарегистрирована, и Вы ее не проверяли, но уже получили с ней ШК – то Вам могут запретить использование бренда. Это произойдет в случае, если он защищен у другого лица, а Вы используете чужой бренд. А тогда Вы не сможете работать и с этим брендом, и с кодами. А это - уже значительные финансовые потери.
Раздел Нормативно-технический документт – в этом пункте указывается или общий государственный стандарт, или полученный Вашим предприятием ТУ. Если нет ни того ни другого – «Не существует». При этом важно помнить, что ДСТУ, ГОСТ и т.д. это государственные требования, и они могут использоваться всеми. А вот ТУ, т.е. технические условия, каждое предприятие разрабатывает и регистрирует под себя, поэтому нельзя использовать чужие ТУ, так как это также может повлечь дополнительные проблемы с ШК.
Раздел Упаковка – здесь нужно четко и коротко расписать, как упакован товар и весовые характеристики. При этом нет необходимости расписывать цвет, форму и т.д. Т.е. основное – вид (коробка, пакет и т.д.), материал (картон, полиэтилен), свойство, если есть (вакуум) и вес.
Раздел Описание товарной позиции это самый объемный и информативный пункт Заявления. В нем недостаточно просто написать «ручка». Нужна полная характеристика – гелевая, шариковая, автоматическая…., цвет письма, ширина, материал и корпус пластика. И здесь больше всего недопонимания. Ведь всем бы хотелось получить универсальный ШК который можно было бы использовать на все товары. А в реальности на ручку которая пишет синими чернилами нужен один штрихкод, красными – второй и т.д. И даже если они визуально одинаковы – минимальное различие это разные штриховые коды. Таковы правила установлены во всем мире! При этом часто спрашивают – а кто проверит? Потребитель! Очень часто нам поступают звонки с просьбой проверить код, на что он, кто владелец. Кроме того на странице Ассоциации по штрих-коду можно посмотреть и владельца и детальную информацию по позиции на которую он выдан. 



Мы всегда рады получить для Вас штриховой код правильно!

© Инна Панасюк, 2020

Повернутись на Головну сторінку для реєстрації торгової марки.
Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.
Почитати Статті про торгову марку, промисловий зразок, винахід, корисну модель та авторське право.