Регистрация торговой марки
Украина, Евросоюз и все страны мира
UA
RU

Защита интеллектуальной собственности: юридический аспект

Защита интеллектуальной собственности: юридический аспект.

На вопросы информационного агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил адвокат Сергей Байгулов.

— В последнее время увеличилось количество судебных дел, связанных с авторскими правами. С чем связан этот процесс?

— Большим стимулом для развития авторского права, а вместе с ним и судебной практики стало совершенствование отечественного законодательства. До введения в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ в России существовали отдельные законы, связанные с объектами интеллектуальной собственности. Теперь все правовые нормы были кодифицированы и рассматриваются совокупно, в одном месте. В результате мы усилили тот фундамент, на котором стало возможным вести дела по интеллектуальной собственности.

Что касается увеличения числа исков, то этот процесс действительно имеет место быть. Под влиянием западной модели ведения бизнеса россияне начинают относиться к результатам своей интеллектуальной деятельности как к собственности. А ведь еще совсем недавно продукты интеллектуального труда не рассматривались в таком качестве, и отношение к ним у большинства было как к чему-то несущественному и общему, а, соответственно, авторские и патентные права были редкими предметами исков. Это отношение, кстати, до сих пор присутствует на многих крупных предприятиях. Иски, связанные с защитой авторских и патентных прав, в практике судей были чем-то экзотическим.

Первые серьезные подвижки в этом направлении были связаны с развитием индустрии развлечений и потребительским сектором с его культом брендов и торговых марок, с кассовыми изданиями и кинопрокатами. Люди начали понимать, что интеллектуальная собственность — это выгодный товар, генерирующий немалую прибыль. Со временем число людей и субъектов бизнеса, обращающих внимание на свои интеллектуальные права, увеличивается. Растет и число связанных с ними судебных дел.

— Существуют ли особенности авторского права с юридической точки зрения?

Авторское право — весьма специфическая область юриспруденции. Ее главная особенность — сам предмет, которым оно занимается. Для многих наших сограждан он остается еще весьма темным и непонятным. В отличие от вопросов защиты патентных прав, возникающих, как правило, после регистрации патента, авторское право возникает в момент создания произведения, будь то песня, картина или дизайн. Объект продажи возникает немедленно. И надо помнить, что авторское право не связано с материальным носителем. Так, авторство на книгу отлично от права собственности на отдельный экземпляр самой книги. Купив эту книгу или, скажем, компакт-диск, человек не приобретает вместе с ним соответствующих авторских прав. Право издавать книги остается у автора и издательства, и именно это непонимание чаще всего и порождает споры. С точки зрения защищенности у нас в целом замечательные положения законодательства об авторском и патентном праве. У Гражданского кодекса есть шероховатости, много споров у научного сообщества по некоторым вопросам, но с точки зрения применения он уже более приближен к реальности. А в некоторых моментах он был даже прогрессивней действующего законодательства. В нем нашло отражение регулирование объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых проведена регистрация торговой марки, в частности, путем размещения товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени. Или, например, одним из прав правообладателя стало в том числе доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения) — ст. 1270 ГК РФ.

Однако надо отметить, что малочисленность споров по авторским правам привела и к тому, что часто практики у судей по таким делам немного. В судах часто впервые сталкиваются с подобными исками, и порою судьям бывает тяжело выносить судебные решения. Поэтому юристам сейчас приходится заново создавать практику по таким делам и в деловом обороте, и в судах.

— А сложилась ли практика оценки интеллектуальной собственности с точки зрения предоставления в залог, возмещения убытков, например, от незаконного использования?

— В ГК РФ прописаны случаи компенсаций и вопросы регулирования авторских вознаграждений. А оценка убытков складывается из многих компонентов. С одной стороны, это субъективное мнение автора. С другой — реальный нанесенный ущерб его бизнес-интересам. В каждом конкретном случае расчет ведется индивидуально. Например, если определять, какой ущерб нанесли издательству пираты, выпустившие определенное количество контрафактных книг или дисков, то можно говорить об упущенной прибыли издателя. Автор может требовать от этих пиратов невыплаченный гонорар. В случаях с изобретениями или торговыми марками провести такую оценку бывает куда сложнее.

Руководителям предприятия надо помнить, что если они окажутся в ситуации, когда они неоднократно нарушили исключительные права, то в соответствии со ст. 1253 ГК по требованию прокурора предприятие может быть принудительно ликвидировано. Еще не надо забывать, что есть 147-я статья Уголовного кодекса РФ «Нарушение патентных прав» и 146 статья Уголовного кодекса «Нарушение авторских прав».

Кроме того, контрафактная продукция подлежит изъятию, должна последовать выплата соответствующих убытков и компенсаций, предусмотренных законом. А в рамках предъявления иска могут быть наложены обеспечительные меры на оборудование, производящее контрафактную продукцию, что иногда является очень существенным. Все понимают, что иногда стоимость оборудования бывает выше, чем нанесенный ущерб.

Произведенная продукция без разрешения правообладателей является контрафактной, и в конкретных обстоятельствах имеет смысл говорить об угрозе заведения уголовного дела. Хотя опять же практика по таким делам у правоохранительных органов мала по сравнению с другими статьями Уголовного кодекса РФ.

— Насколько все это сложно в доказательной части? При воспроизведении простых вещей, где авторство легко установить, таких как книги, компакт-диски и так далее, это может определить и неспециалист. А в случае со сложными механизмами, устройствами?

— Напротив, основные сложности возникают как раз в авторском праве. Иногда требуется проведение специальных аналитических сравнений, например — где необходимое цитирование в произведении, а где плагиат, или кто же «первый» автор. Немало вопросов с программами ЭВМ и их авторством. Иногда по этим вопросам возникает много споров, в том числе — среди экспертов и специалистов. В патентном праве все относительно определенней. Существует специальная процедура оформления патента и закрепления приоритета. Есть специалисты — патентные поверенные, которые могут провести экспертизу по формуле патента; есть технические специалисты, которые могут сказать, что в изделии присутствуют все признаки этого патента. А если присутствуют все признаки изобретения, значит, оно используется в данном продукте. Если это делается без ведома обладателя патента, без договора с ним, который также регистрируется в Роспатенте, — значит, это нарушение его прав.

— Насколько значима сейчас интеллектуальная собственность?

— Пока не все субъекты бизнеса относятся к ней серьезно, но со временем она будет только набирать в значимости. Уже сейчас объекты нематериальных активов, если они оценены, могут быть включены в уставные капиталы, увеличивая ликвидность предприятия. Право собственности на известный бренд может являться существенным фактором при получении кредита. В нашей стране пока нет устоявшейся на Западе практики залога интеллектуальной собственности, но, думаю, она обязательно появится. Очень многое зависит от желания заниматься интеллектуальной собственностью. Большинство предприятий этого пока не делают. И это стало причиной своеобразных схем рейдерского захвата. Допустим, некое предприятие в 90-е годы не обращало внимания на какую-то интеллектуальную собственность, доставшуюся ей в наследство в период перипетий смены собственников. В это время один из инженеров предлагает свое изобретение заводу. Завод отказывается оформлять это изобретение, оставляя это право изобретателю. Процесс этот действительно долгий и затратный. И отношение к изобретениям в 90-х годах у руководителей предприятий было просто очень легкомысленное. Инженер, соблюдая нормы закона, оформляет патент на себя. Потом изобретение применяется в технологическом цикле по молчаливому согласию всех. Изобретатель вроде и не против — он для этого и изобретал, — и денег не просит — ведь для «родного» завода; а руководству хорошо: вроде производство улучшено и прибыль увеличена. И все благополучно забывают всю эту ситуацию. Изобретатель горд, ему даже путевку за это дали в санаторий, завод доволен, прибыль растет.

Проходит, например, 5 лет, и оказывается, что исключить из технологического цикла изобретение сложно — и экономически, и по производственным критериям. Изобретатель уже давно на пенсии и живет другой жизнью. Вот тут могут появиться недобросовестные лица, находят этого изобретателя, выкупают у него права или, например, забирают в счет погашения по договору займа денежных средств — и предъявляют соответствующие требования к заводу. Они говорят, что это производство нарушает их патентные права, проводят соответствующую экспертизу и просят в качестве обеспечительных мер наложить арест на данное оборудование. Дальше начинается череда судов, иногда специально затянутых. Завод встает. Ставится вопрос о контрафактной продукции. Ущерб может измеряться миллионами, и при особой сноровке даже не в рублях. И тут рейдеры начинают требовать передать им акции предприятия или «отступные» средства в значительных размерах, и они просто несопоставимы с затратами на регистрацию патентных прав и соответствующими выплатами по патентам. При этом смена собственников не повлияет на всю эту ситуацию, и новый собственник опять столкнется с этими рейдерами. Это иногда используют как метод конкурентной войны.

Это — вполне воплотимая схема, по которой можно захватывать многие российские предприятия. Впрочем, риску подвергаются не только промышленные гиганты. Так, большинство рекламных договоров обходят стороной вопросы, связанные с авторским правом. Между тем в этих отношениях, как правило, присутствуют элементы интеллектуальной собственности, такие, например, как дизайн или фотографии. И эта незакрепленность и неурегулирование прав тоже таит в себе опасность. Более того, большинство рекламных фирм не проводит соответствующую документарную работу и оформление отношений со своими сотрудниками в вопросах служебных произведений, из-за чего тоже возникают споры.

— Насколько у нас развит и распространен рынок по продаже и перераспределению интеллектуальной собственности? Насколько он юридически защищен? Насколько вероятно столкнуться с проблемами при приобретении интеллектуальной собственности?

— Такое бывает. У меня в практике был случай, когда сделка по приобретению торговой марки была практически готова, но при внимательном изучении были выявлены проблемы именно с авторским правом. У компании было свидетельство о регистрации, все соответствующие документы. Но мы постарались максимально спрогнозировать возможные будущие юридические риски. И задали вопрос о том, каким образом было получено графическое изображение логотипа компании. Оказалось, что делал его нанятый дизайнер и никакого договора о передаче авторских прав с ним заключено не было. Более того, мы связались с дизайнером, и он заявил, что не хочет продавать авторские права. А анализ договора, заключенного с дизайнером, привел к выводу, что юридически авторские права не были переданы этим дизайнером той компании, которая зарегистрировала товарный знак. Сделку пришлось останавливать до тех пор, пока продавцы не урегулировали эту ситуацию за свой счет с дизайнером.

Что же касается развития рынка, то думаю, что он находится в самом начале. Мы еще только начали входить в этот сектор бизнеса. Но, судя по моей практике и заключенным сделкам, это очень прибыльный рынок.

— А как предприятию или рекламной фирме защитить свои авторские права?

— Как и всякие другие права, они нуждаются в квалифицированной юридической защите. Безопасность тех продуктов, которые вы продаете, — важное требование.

Так, например, есть рамки понимания служебных произведений и изобретений. У тех, кто постоянно сталкивается с творческим результатом, это должно быть предусмотрено в трудовых договорах или должностных инструкциях, должен быть соответствующий пункт, по которому понятен правовой режим созданных произведений. Должны быть соответствующие приказы на их создание, либо каждый раз при создании продукта компания должна заключать с автором соглашение, по которому выплачивает соответствующее авторское вознаграждение и получает это произведение в собственность, что не противоречит законодательству. Особенно важно право интеллектуальной собственности в такой популярной сейчас отрасли, как инновационная деятельность. Ведь каждая инновация — это изобретение, технология, ноу-хау, новая торговая марка и т.д. Это интеллектуальные продукты. Если продукт интеллектуальной деятельности действительно важен, то есть смысл защищать его, что называется, со всех сторон. Должна быть защита патентом, должен быть соблюден секрет производства, нужна совокупность экономических решений, модели построения бизнеса, торговой марки, бренда и так далее. Эта совокупность и дает возможность захватить и монополизировать рынок.

— Есть ли у нас юридические компании, которые могут оказывать услуги по совокупному обеспечению с юридической точки зрения патентной чистоты и проверке, скажем, названия торговой марки, регистрации?

— Обеспечением патентной чистоты или работой по юридическому сопровождению авторских прав должна заниматься целая команда специалистов, в зависимости от тех задач, которые стоят перед конкретным предприятием. Но в целом существуют определенные общие для всех специалистов правила работы с авторским и патентным правом. На рынке присутствуют компании и отдельные юристы, занимающиеся этими вопросами.

Но я всегда советую своим доверителям подходить к этим вопросам комплексно, привлекать специалистов из других отраслей. В свое время я вместе с коллегой разработал систему регулирования интеллектуальной собственности для предприятия, куда были включены экономические, юридические, бухгалтерские, налоговые, производственные и технические вопросы. Эта система вполне применима в стандартных ситуациях.

— Что удобнее для предприятия — создавать собственную команду специалистов или отдать решение этих вопросов на аутсорсинг?

— Все зависит от объема и целей компании. Если авторское право или патент нужно оформить один раз или создать систему работы, тогда имеет смысл обращаться к специалисту, который придет со стороны и проверит, все ли в порядке, наладит всю технологию регистрации, учета и оборота интеллектуальной собственности, расскажет, как с ней обращаться и получить прибыль, выстроит бизнес-модель. И спокойно уйдет. Это предприятие будет пользоваться такой системой очень долго, и она будет служить инструментом для работы с интеллектуальной собственностью. Тогда рядовые юристы, вне зависимости от того, какие они были, сменились они или нет, будут знать эту систему и работать с ней.

Если же оборот максимально большой, то имеет смысл принять в штат юриста или заключить долгосрочный контракт со специализированным агентством.

Вы также можете начать новую Тему и обсудить эту новость  у нас на Форуме в теме   Что такое торговая марка и что регистрировать


Повернутись на Головну сторінку реєстрація торгової марки
Дізнатись все про торгову марку
Отримати штрих-код на товари
Негайна реєстрація авторського права
Отримати патент на винахід чи корисну модель