Название города и торговая марка
Название населенного пункта как торговая марка минеральной воды

Что об этом думает Закон?
Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения действующего законодательства Украины.
Для того чтобы зарегистрировать наименование населенного пункта в качестве ТМ необходимо учесть следующее.
1. Согласно действующему законодательству Украины торговая марка (сокращенно - ТМ) - это обозначение, с помощью которого одни и те же товары или услуги одних лиц отличаются от таких же самых товаров и услуг других лиц. Так это на момент написания этой статьи устанавливает ст. 1 действующего Закона Украины "Про охорону прав на знаки для товарів і послуг" (далее - Закон).
2. Согласно п. 1 ст. 5 выше указанного Закона – правовая охрана предоставляется Знаку, который не противоречит публичному порядку, принципам гуманности и морали, и на который не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны, установленные Законом.
3. Согласно п. 2 ст. 5 Закона объектом знака может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, в том числе: имена, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и комбинации цветов, а также любая комбинация таких обозначений.

4. Согласно п. 2 ст. 6 Закона не могут получить правовую охрану обозначения, которые:
• обычно не имеют различительной способности и не приобрели таковой вследствие их использования;
• состоят лишь из обозначений, либо данных, являющихся описательными при использовании относительно указанных в заявке товаров и услуг;
• указывают на вид, качество, состав, количество, свойства, назначение, ценность товара или услуги, место и время изготовления или сбыта товара или оказания услуги.
5. Согласно п. 3 ст. 6 Закона не могут быть зарегистрированы как знаки обозначения, тождественные или похожие настолько, что их можно спутать ... с географическими указаниями происхождения товаров, охраняемых в соответствии с Законом Украины "Про правову охорону географічних зазначень". И ст. 1 этого Закона уточняет, что географическое указание - наименование места, идентифицирующий товар, который происходит из определенного географического места.
Вот собственно и все. Закон - против регистрации названия города в торговой марке.
Название населенного пункта и различительная способность торговой марки
Знак имеет различительную способность, если он:
• воспринимается потребителями именно как знак конкретного лица (ассоциируется с производителем);
• идентифицирует (отличает от других) товары или услуги, производимые или предоставляемые этим лицом.
Как мы видим, Закон прямо и явно против того, чтобы обозначение в виде названия населенного пункта было зарегистрировано как торговая марка , т.к. такие обозначения «указывают на … место изготовления … товара».
Во-первых, обозначение должно, прежде всего, выполнять главную функцию и назначение торговой марки, а именно: предоставлять возможность отличать товары или услуги одних лиц, для которых используется торговая марка, от товаров или услуг других лиц.
Конечно, Украина - еще пока не идеал в том, чтобы показать пример безукоризненного проведения квалификационной экспертизы заявленных обозначений.
Да ведь и не могла быть по-другому. Вспомните, что Украине всего-то 20 лет. И естественно, что в СССР вся система регистрации товарных знаковбыла в Москве. Вот там и осталась.
И Украина создавала систему регистрации торговых марок просто из ничего, с чистого листа. И честь и хвала сотрудникам Укрпатента, что они все же создали ее. Да, она не безупречна, но она работает.

Кроме того, необходимо учитывать, что место изготовления минеральной воды также может придавать характерные особенности качеству минеральной воды.

Миргород и его бренды
И вот в этой статье мы приводим четыре торговые марки, связанных с Миргородом. В этом случае ситуация сложилась такова:
• Миргород - обозначение, которое является географическим наименованием населенного пункта.
• В городе есть разные производители минеральной воды;
•И все эти производители хотят использовать название города Миргород для указания места происхождения товара;
• Место происхожения товара придает минеральной воде, производимой в регионе, соответствующие особенности и репутацию.
ВЫВОД согласно действующему на сегодня Закону: такое обозначение не должно быть зарегистрировано как знак ибо не имеет различительной способности ни для одного из существующих производителей минеральной воды в этом регионе.
Выше указанные торговые марки принадлежат разным юрлицам. Номера Свидетельств на торговые марки: 76530, 110840, 129620 и 146216.
С нашей точки зрения, все выше указанные торговые марки сходны до степени смешения. Такова реальность. Напомним, что тождество и степень сходства торговых марок проверяется по трем критерия:
- Фонетический (звуковой: что мы слышим?);
- Визуальный (зрительный - что мы видим?);
- Семантический (смысловой: что это значит).

Почему есть сходные торговые марки у разных юрлиц?
Чтобы не гадать на кофейной гуще, мы дадим самый точный ответ: "Так карты легли!" :)
Напомним, что класс воды в Украине звучит следующим образом.
Клас 32: Пиво; мінеральні і газовані води та інші безалкогольні напої; фруктові напої і фруктові соки; сиропи та інші складники для готування напоїв.
При этом в разъяснении к товарам 32-го класса Всемирная организация интеллектуальной собственности поясняет:
Класс 32 включает, в основном, безалкогольные напитки, а также пиво.
В частности, к Классу принадлежат:
- Напитки с незначительным содержанием алкоголя.
К классу не относятся:
- Напитки лечебные (медицинские) потребности (это относится к 5 классу);
- Молочные напитки (молоко - преобладающим компонентом) (это относится к 29 классу);
- Напитки на основе кофе, какао или шоколада (это относится к 30 классу классу).
Вообще надо сказать, что зарегистрировано знаков для воды, в том числе и для минеральной воды довольно много. Класс воды - это 32-й класс МКТУ - Международной классификации товаров и услуг. Если только попытаться оценить, а сколько вообще торговых марок воды зарегистрировано в Украине, то надо сказать - весьма немало.
Напомним, что есть две возможности зарегистрировать ТМ для воды в Украине: национальная процедура и международная процедура (Мадридская система) регистрации знаков.

Яна Кондратюк
Провідний юрист
Кстати, международная регистрация торговых марок очень активно используют транснациональные компании. Например, всемирно известный TUBORG по 32-му классу для пива и воды заявил девять ТМ: TUBORG (словесная торговая марка) и TUBORG (бутылка, как торговая марка), TUBORG BEER, TUBORG BLACK, TUBORG GOLD, TUBORG GREEN, TUBORG LEMON, TUBORG COLD SHOT 6.5 и TUBORG LOUD&LIVE.
В свою очередь по национальной процедуре регистрация торговых марок в Украине шла тоже весьма активно. И по состоянию на 25.03.2012 года по национальной процедуре зарегистрировано 12507 знаков. Но надо понимать, что использовать национальную процедуру могли и иностранные заявители.
В этой статье не ставилась задача проанализировать тождество и сходство торговых марок, представленных выше. Просто путем анализа законодательства и практики регистрации мы попытались проанализировать особенности регистрации названия города в качестве знака для товаров и услуг.
© Яна Кондратюк, 2012
Что-то осталось непонятным?
Напишите автору на email info@tm.ua и мы Вам постараемся ответить.
Копирование.
Копирование (перепечатка) полностью или частей этой статьи
возможна только при указании прямой ссылки на наш сайт - https://tm.ua
Спасибо заранее за понимание!
И хорошего Вам бизнеса! :)
Регистрация Вашей торговой марки - давайте начнем!