Регистрация торговой марки
Украина, Евросоюз и все страны мира
UA
RU

Название города и торговая марка

Название населенного пункта как торговая марка минеральной воды



торговая марка минеральной воды Интересен теоретический вопрос: возможно ли какому-то одному из производителей, например – минеральной воды, зарегистрировать для себя как торговую марку наименование населенного пункта, например - города, в котором он производит свою минеральную воду? И что делать в этом же городе другим производителям минеральной воды, если они тоже хотят свою воду назвать именем города?

Что об этом думает Закон?
Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения действующего законодательства Украины.
Для того чтобы зарегистрировать наименование населенного пункта в качестве ТМ необходимо учесть следующее.
1. Согласно действующему законодательству Украины торговая марка (сокращенно - ТМ) - это обозначение, с помощью которого одни и те же товары или услуги одних лиц отличаются от таких же самых товаров и услуг других лиц. Так это на момент написания этой статьи устанавливает ст. 1 действующего Закона Украины "Про охорону прав на знаки для товарів і послуг" (далее - Закон).
2. Согласно п. 1 ст. 5 выше указанного Закона – правовая охрана предоставляется Знаку, который не противоречит публичному порядку, принципам гуманности и морали, и на который не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны, установленные Законом.
3. Согласно п. 2 ст. 5 Закона объектом знака может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, в том числе: имена, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и комбинации цветов, а также любая комбинация таких обозначений. торговая марка минеральной воды
4. Согласно п. 2 ст. 6 Закона не могут получить правовую охрану обозначения, которые:
 • обычно не имеют различительной способности и не приобрели таковой вследствие их использования;
 • состоят лишь из обозначений, либо данных, являющихся описательными при использовании относительно указанных в заявке товаров и услуг;
 • указывают на вид, качество, состав, количество, свойства, назначение, ценность товара или  услуги, место и время изготовления или сбыта товара или оказания услуги.
5. Согласно п. 3 ст. 6 Закона не могут быть зарегистрированы как знаки обозначения, тождественные или похожие настолько, что их можно спутать ... с географическими указаниями происхождения товаров, охраняемых в соответствии с Законом Украины "Про правову охорону географічних зазначень". И ст. 1 этого Закона уточняет, что географическое указание - наименование места, идентифицирующий товар, который происходит из определенного географического места.
Вот собственно и все. Закон - против регистрации названия города в торговой марке.

Название населенного пункта и различительная способность торговой марки


Знак имеет различительную способность, если он:
воспринимается потребителями именно как знак конкретного лица (ассоциируется с производителем);
идентифицирует (отличает от других) товары или услуги, производимые или предоставляемые этим лицом.
Как мы видим, Закон прямо и явно против того, чтобы обозначение в виде названия населенного пункта было зарегистрировано как торговая марка , т.к. такие обозначения «указывают на … место изготовления … товара».
Во-первых, обозначение должно, прежде всего, выполнять главную функцию и назначение торговой марки, а именно: предоставлять возможность отличать товары или услуги одних лиц, для которых используется торговая марка, от товаров или услуг других лиц.
Конечно, Украина - еще пока не идеал в том, чтобы показать пример безукоризненного проведения квалификационной экспертизы заявленных обозначений.
Да ведь и не могла быть по-другому. Вспомните, что Украине всего-то 20 лет. И естественно, что в СССР вся система регистрации товарных знаковбыла в Москве. Вот там и осталась.
И Украина создавала систему регистрации торговых марок просто из ничего, с чистого листа. И честь и хвала сотрудникам Укрпатента, что они все же создали ее. Да, она не безупречна, но она работает.
Во-вторых, обозначение не должно вводить в заблуждение относительно товара (услуги), места происхождения товара, действительного производителя товара или лица, которое предоставляет услугу, нарушать общественный порядок и не должно иметь негативного воздействия на потребителя. Если имеется один из производителей минеральной воды в этом  населенном пункте, значит, там могут быть и другие производители. И регистрация ТМ в виде названия этого населенного пункта может лишить других производителей права на такое название. А это – уже искусственное ограничение конкуренции.
Кроме того, необходимо учитывать, что место изготовления минеральной воды также может придавать характерные особенности качеству минеральной воды. торговая марка Старый Миргород

Миргород и его бренды


И вот в этой статье мы приводим четыре торговые марки, связанных с Миргородом. В этом случае ситуация сложилась такова:
Миргород - обозначение, которое является географическим наименованием населенного пункта.
В городе есть разные производители минеральной воды;
И все эти производители хотят использовать название города Миргород для указания места происхождения товара;
Место происхожения товара придает минеральной воде, производимой в регионе, соответствующие особенности и репутацию.
ВЫВОД согласно действующему на сегодня Закону: такое обозначение не должно быть зарегистрировано как знак ибо не имеет различительной способности ни для одного из существующих производителей минеральной воды в этом регионе.
Выше указанные торговые марки принадлежат разным юрлицам. Номера Свидетельств на торговые марки: 76530,  110840, 129620 и 146216.
С нашей точки зрения, все выше указанные торговые марки сходны до степени смешения. Такова реальность. Напомним, что тождество и степень сходства торговых марок проверяется по трем критерия:
- Фонетический (звуковой: что мы слышим?);
- Визуальный (зрительный - что мы видим?);
- Семантический (смысловой: что это значит).
торговая марка минеральной воды - миргородське джерелоПри этом многие развитые страны считают, что если торговые марки можно спутать хотя бы по одному критерию, то ту, которая подана позже - нельзя регистрировать. И в этом с ними солидарен и украинский "Закон об охране прав на знаки для товаров и услуг". Его ст. 6 говорит о том, что Не могут быть зарегистрированы как знаки обозначения, тождественными или сходными до степени смешения со знаками, зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Украине на имя другого лица для таких же или родственных с ними товаров и услуг.

Почему есть сходные торговые марки у разных юрлиц?
Чтобы не гадать на кофейной гуще, мы дадим самый точный ответ: "Так карты легли!" :)

Напомним, что класс воды в Украине звучит следующим образом.
Клас 32: Пиво; мінеральні і газовані води та інші безалкогольні напої; фруктові напої і фруктові соки; сиропи та інші складники для готування напоїв.
При этом в разъяснении к товарам 32-го класса Всемирная организация интеллектуальной собственности поясняет:
Класс 32 включает, в основном, безалкогольные напитки, а также пиво.
В частности, к Классу принадлежат:
- Напитки с незначительным содержанием алкоголя.
К классу не относятся:
- Напитки лечебные (медицинские) потребности (это относится к 5 классу);
- Молочные напитки (молоко - преобладающим компонентом) (это относится к 29 классу);
- Напитки на основе кофе, какао или шоколада (это относится к 30 классу классу).
Вообще надо сказать, что зарегистрировано знаков для воды, в том числе и для минеральной воды довольно много. Класс воды - это 32-й класс МКТУ - Международной классификации товаров и услуг. Если только попытаться оценить, а сколько вообще торговых марок воды зарегистрировано в Украине, то надо сказать - весьма немало.
Напомним, что есть две возможности зарегистрировать ТМ для воды в Украине: национальная процедура и международная процедура (Мадридская система) регистрации знаков.
Только по международной процедуре по состоянию на 25.03.2012 года в Украину заявлено 8720 международных торговых марок. Проанализировать, сколько из них получило регистрацию - несколько сложнее. Так как часть из них - все еще в процессе регистрации и окончательного решения о реистрации пока не получили. По крайней мере из имеющихся баз данных на указанную ранее дату подтвердждаеся регистрация 6601 международной ТМ. Из интересных знаков можно отметить "Lemonadoff" от Tovarichtchestvo s ogranitchennoy otvetstvennostyu "E.D.A." (так дано название на сайте www.wipo.int). Также из Казахстана заявлена и ТМ "RUSSIAN STYLE", но уже компанией Tovarischestvo s ogranitchennoy otvetstvennostyu "ArLine". Или интересное название имеет - "fitELLA" польской компании FOODCARE SPУLKA Z O.O. W ZABIERZOWIE.
Кстати, международная регистрация торговых марок очень активно используют транснациональные компании. Например, всемирно известный TUBORG по 32-му классу для пива и воды заявил девять ТМ: TUBORG (словесная торговая марка) и TUBORG (бутылка, как торговая марка), TUBORG BEER, TUBORG BLACK, TUBORG GOLD, TUBORG GREEN, TUBORG LEMON, TUBORG COLD SHOT 6.5 и TUBORG LOUD&LIVE.
В свою очередь по национальной процедуре регистрация торговых марок в Украине шла тоже весьма активно. И по состоянию на 25.03.2012 года по национальной процедуре зарегистрировано 12507 знаков. Но надо понимать, что использовать национальную процедуру могли и иностранные заявители.

В этой статье не ставилась задача проанализировать тождество и сходство торговых марок, представленных выше. Просто путем анализа законодательства и практики регистрации мы попытались проанализировать особенности регистрации названия города в качестве знака для товаров и услуг.

© Яна Кондратюк, 2012

Что-то осталось непонятным?
Напишите автору на email info@tm.ua и мы Вам постараемся ответить.

Копирование.
Копирование (перепечатка) полностью или частей этой статьи
возможна только при указании прямой ссылки на наш сайт - https://tm.ua
Спасибо заранее за понимание!
И хорошего Вам бизнеса! :)


Регистрация Вашей торговой марки - давайте начнем!