Рождение торговых марок
Рождение торговых марок.
В практике орловского бизнеса примеры «заимствования» чужих торговых марок далеко не единичны. Например, в прошлом году «ПР» писали о том, как торговая марка известной нефтяной компании без оформления договора забрали бывшие сотрудники. И как в одном случае орловский, а в другом - мценский предприниматели «позаимствовали» для своих торговых точек фирменные названия магазинов известных российских сетей. Вот такая конкуренция. Единственный способ защитить свою интеллектуальную собственность, какой и является товарный знак, - зарегистрировать его в Роспатенте в Москве. Некоторые предприятия и фирмы делают это самостоятельно, другие предпочитают воспользоваться услугами специалистов - патентных поверенных. В Орле услуги по регистрации товарных знаков оказывают Орловский ЦНТИ, ОрелГТУ, Орловская торгово-промышленная палата. - Прежде чем зарегистрировать, к примеру, словесный товарный знак (а есть еще изо-бразительные, объемные, комбинированные, звуковые), - поясняет инженер-патентовед Орловского ЦНТИ Татьяна Мельник, - нужно проверить наличие схожих знаков в реестре Федерального института промышленной собственности (ФИПС). И если обнаружится какое-то сходство, наша первая задача - подсказать клиенту, как уйти от него. В ее практике был случай, когда одно орловское предприятие выбрало для себя товарный знак «Айболит». В ходе патентной проверки выяснилось, что зарегистрировать это слово нельзя, потому что права на него выкупила внучка К. Чуковского. И любая компания, желающая использовать это слово, должна заплатить ей определенную сумму. Следующий шаг - подача заявления на регистрацию в ФИПС в Москве. Пошлина при этом составляет 8500 рублей. И это только за один регистрируемый класс товаров или услуг, а если их у компании несколько, за каждый дополнительно придется заплатить по 1500 рублей. В принципе, бланк заявления можно скачать из Интернета и заполнить самостоятельно. Правда, любая неточность в нем ведет к тому, что заявление возвращается назад, поправки принимаются в течение двух месяцев. Не уложились - вновь придется платить пошлину. Но как только вы получаете из Москвы уведомление о приеме заявления на регистрацию, с этого момента на товарный знак распространяется государственная защита. Далее ФИПС проводит экспертизу по проверке знака, после чего выдает свидетельство о его регистрации. За свидетельство нужно заплатить 1200 рублей. Оно выдается на десять лет, но продлевать свидетельство можно неограниченно. Вся процедура регистрации занимает полтора-два года. Ускорение процесса в патентном ведомстве потребует дополнительных затрат в размере от 3,5 тысячи рублей. Как альтернативный вариант, можно купить уже зарегистрированный товарный знак у его владельца. Сегодня многие производители регистрируют товарные знаки про запас, а юридические фирмы - для перепродажи. В Интернете есть несколько сайтов, где выставлены на продажу товарные знаки. Среди них самые дорогие - алкогольные брэнды (цена некоторых - 25 000 евро). Названия для магазинов, ресторанов стоят около 12 000 долларов. По словам сотрудников ведущих орловских рекламных агентств, наши предприниматели, как правило, сами придумывают названия для своих предприятий. В Орле сегодня около десятка рекламных компаний оказывают услуги по подбору названия и разработке товарных знаков. Спрос на эти услуги постоянно растет. Например, один индивидуальный предприниматель рассказал «ПР», как недавно известное орловское агентство отказало ему в приеме заказа на разработку логотипа: из-за большого наплыва клиентов там образовалась очередь. Стоимость разработки товарного знака у орловских рекламистов колеблется от 4 до 10 тыс. рублей. Выполнение заказа в среднем занимает неделю. Московские рекламные фирмы, предлагающие свои услуги в Интернете, обещают выполнить аналогичный заказ в течение 10 дней и берут за него 28 тыс. рублей. Как рождаются брэнды в орловском бизнесе? Нередко они образуются в результате «сложения» имен владельцев компании. Например, сеть косметических магазинов «Эдлен» основали Эдуард и Лена. Магазины сети «Эдэм» принадлежат Эмилии Эдуардовне. Кофейня «КофеДим» - детище двух Дмитриев. В названии компании Владимира Тенитилова - «Август-91» - отражено точное время ее создания. А имя новому бизнесу Ильи Якубсона - сети кофеен «Санта-Бин» - придумал его сын. Пожалуй, самый распространенный и поэтому не самый интересный вариант - название, состоящее из имени собственного: «Надежда», «Татьяна» и т. д. «Как раз в этом случае регистрация знака ни к чему, - говорит Татьяна Мельник. - Или если название состоит из слова «Овощи» или «Продукты». Общеупотребительные, общеизвестные слова не охраняются». - Главное в названии - креатив, - говорит старший преподаватель кафедры дизайна ОГУ Валерий Родин. - В Орле встречаются интересные названия, например «Диваны тут». А есть и крайне неудачные. Вот слово «Пассаж» само по себе интересное, но посмотрите, что с ним сделали при оформлении торгового центра. Игровые заведения тоже только испортили облик города. Проблема в том, что при выборе названия и разработке дизайна сегодня тон задает не специалист, а заказчик. Как правило, последнее слово остается за ним. Чтобы избежать неудачного названия, нужно учитывать ряд требований. Например, проверить слово на благозвучность. Некоторые иностранные слова плохо звучат по-русски (известный пример с турецким мылом «Дуру»). - Совсем не обязательно в названии отражать вид деятельности компании, - говорит В. Родин. - Но если она хочет заявить о себе на конкретном рынке, то это вполне оправдано (например, «Мир семян», «Мир колбас»). А можно, наоборот, выбрать креативное, даже эпатажное название, совершенно не связанное с профилем компании. Правда, при этом рекомендуется учитывать вашу потенциальную аудиторию - семейная это публика или подростки. Пристрастие к иностранным названиям, распространенное в 90-е, уходит в прошлое. Возвращается мода на русские слова: в Орле появились кафе «Блинок», «Полным-полно». И последнее. Прежде чем разместить над входом вывеску с названием своего любимого детища, хорошо бы заранее прикинуть, как она будет выглядеть в конкретной окружающей среде. По словам Валерия Родина, сегодня у нас господствует эклектика, то есть смешение разных стилей. Но когда на неказистом облупившемся павильоне видишь вывеску «Престиж» или «Версаль», становится просто смешно. А ведь ее владелец, наверное, рассчитывал совсем на другой эффект. Нелли Калашникова, дизайнер, владелица магазина женской одежды «Женсовет»: - Регистрировать товарный знак просто необходимо тем, кто планирует расширять свой бизнес: например, развивать торговые сети, выходить в другие города, регионы. Кроме того, предприниматели, которые намерены работать по франчайзингу, не смогут этого сделать без зарегистрированной торговой марки. Мы регистрировали свою марку сами, без посредников. Переписка с экспертами длилась почти год. Но зато мы заплатили за регистрацию, включая заявление, примерно 20 тыс. рублей. Ирина Носова, совладелица семейной фирмы по производству эксклюзивных часов «ТекАрт»: - Так наше название звучит по-русски, а пишется логотип латиницей и расшифровывается как «Технология и искусство». Причем он выполнен Александром (супруг Ирины, дизайнер. - Прим. ред.) в оригинальном авторском стиле. Но вообще-то, я подумываю о том, чтобы его зарегистрировать.
Хотите сделать все правильно, тогда вам сюда: Регистрация торговой марки
Заказать регистрацию торговой марки прямо сейчас
Повернутись на Головну сторінку реєстрація торгової марки
Дізнатись все про торгову марку
Отримати штрих-код на товари
Негайна реєстрація авторського права
Отримати патент на винахід чи корисну модель