Вопрос в следующем: может ли суд перебирать на себя исключительные полномочия государственного органа? В том, что только МЭРТ (Міністерство економічного розвитку і торгівлі України) в лице Департамента интеллектуальной собственности (ДИС) имеет право принимать решения
о регистрации торговой марки или отклонять такую регистрацию, никто не сомневается. Но правомерно ли поступает суд, обязывая государственный орган отклонить регистрацию торговой марки?
К сожалению, украинское законодательство и правоприменительная практика не даст нам однозначного ответа на поставленный вопрос. В таком случае есть два варианта ответа. Но следует учесть, что такой вопрос пока что возникал преимущественно в административном судопроизводстве, связанным с земельными, регистрационными, финансовыми правоотношениями. Учитывая специфику правоотношений, касающихся регистрации торговых марок, такой вопрос должен стать предметом рассмотрения Верховного Суда Украины. Пока можно провести правовую аналогию только с административным судопроизводством.
Первый – суд не может вмешиваться в деятельность государственного органа, перебирая на себя его полномочия.
Вторая – суд может применить такой способ правовой защиты как вмешательство в деятельность государственного органа с целью защиты прав и интересов физических и юридических лиц. Следует отметить нарастающую тенденцию, что административные суды разных инстанций все чаще принимают решения, которыми обязывают государственные органы принимать те или иные решения.
Но как соотнести эту тенденцию с особым порядком регистрации объектов прав интеллектуальной собственности? Пока это открытый вопрос.