Регистрация торговой марки
Украина, Евросоюз и все страны мира
UA
RU

Проблемы законодательного определения понятия Торговая марка

Проблемы законодательного определения понятия «Торговая марка»

Сразу же нужно отметить, что на сегодня понятие «торговая марка» - является широким понятием, которое трудно непосредственно сосредоточить в одной лишь правовой, юридической сфере. Прежде всего, это экономическое понятие, Проблемы определения - торговая марка или товарный знаккоторое со временем приобрело правовой регламент, который исходил из необходимости защиты товаропроизводителей и лиц, предоставляющих услуги, от недобросовестного использования их товаров и услуг, которые маркируются соответствующим знаком. Актуальным понятие «торговая марка» является и в психологии и философии, как один из элементов постмодернизма и XXI века. Таким образом, торговую марку можно понять в правовом, социально-экономическом и психологически-философском смысле. Однако в данной статье нас интересует только правовое значение, целью чего является вывод относительно изменений, которые ввели Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины и изменений, которые могут произойти вскоре в рамках интеграции Украины в Европейское сообщество, а именно - адаптации украинского законодательства к европейским требованиям.

Так, на сегодня в юридической литературе и законодательстве Украины существует несколько правовых определений (понятий), которые по своему содержанию довольно-таки похожи, однако при более детальном исследовании можно обнаружить, по нашему мнению, ряд неоднозначностей.

Главным проблемным моментом, с нашей точки зрения, является неоднозначность правового сосуществования двух групп узаконенных Украины понятий, а именно «знак» или «марка», «товарный» или «торговый».

«ЗНАК» или «МАРКА»?

Действующий Гражданский Кодекс Украины принят 16 января 2003 г. и вступил в силу с 01.01. 2004 года. До нового Гражданского кодекса (далее - ГК Украины) в Украине существовало единое понятие  - "знак для товаров и услуг", которое не полностью соответствовало международным нормам и что более важно - Парижской конвенции по охране промышленной собственности  от 20 марта 1883 г. Напомним, что  Article 6 (Статья ) ее  имеет следующее название: "Marks: Conditions of Registration; Independence of Protection of Same Mark in Different Countries". А вот слово "Marks" может быть переведено и как "Марки" и как "Знаки". Но далее по тексту идет "The conditions for the filing and registration of trademarks". А уже "trademarks"  в переводе может быть или "торговая марки", или "торговый знак". Но никак не "товарный знак", что нам навязывают словари и недалекие переводчики. Чувствуется "железная рука Москвы" :)  Однако в п . 10 ст. 420 действующего ГК Украины  все же очень грамотно и разумно его составителями указано, что к объектам интеллектуальной собственности относятся «торговые марки (знаки для товаров и услуг)». Определение торговой марки по новому ГК Украины содержится в ст. 492, где указано, что торговой маркой может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодные для выделения товаров (услуг), производимых (предоставляемых) другими лицами. Таким обозначением могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов.ГК Украины (ст. 155) также использует понятие «торговая марка», понимая под этим знаки для товаров и услуг. Т.е. в этом случае возможно отметить, что торговая марка и знаки для товаров и услуг являются синонимами.

Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», который был принят 15 декабря 1993 г., не содержит определения торговой марки как таковой вообще и в ст. 1 понимает под этим знак, как обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц.

Понятие «знак» используется и в ст. 1 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования места происхождения товара" от 23 сентября 1992 г., где указано, что "товарный знак и знак обслуживания - обозначение, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц ".

Складывается ситуация, когда в одном правовом поле с 1 января 2004 г. существует два понятия: «знаки для товаров и услуг» или «знак» и «торговая марка». Попробуем более детально проанализировать украинское законодательство относительно этого несоответствия.

Согласно ст. 4 ГК Украины актами гражданского законодательства являются также законы Украины, которые принимаются в соответствии с Конституцией и ГК Украины. В п. 3 Заключительных и переходных положений сказано, что Кабинет Министров Украины до 1 апреля 2003 г. должен был составить «перечень законодательных актов, в которые нужно внести изменения, в связи вступлением в силу Гражданского кодекса». Из указанного можно сделать вывод, что национальное право отдает приоритет нормам ГК Украины и понятие «торговая марка» имеет приоритет над «знаками для товаров и услуг». Однако в рамках национального права это неважно, ведь как отмечалось, в законодательстве Украины они понимаются синонимично.

Иная ситуация с нормами международного права. Согласно ст. 10 этого же ГК Украины определяется приоритет международных договоров над актами гражданского законодательства Украины. В случае, если в действующем международном договоре Украины, заключенном в установленном законом порядке, содержатся другие правила, чем те, которые установлены актом гражданского законодательства - применяются правила международного договора Украины. Учитывая это, следует отметить, что провозглашенное Украиной европейское направление ее развития требует, кроме декларативного, еще и правового единства с европейскими народами, а именно адаптации украинского законодательства к требованиям Сообщества. Отметим, что определение «торговая марка» вполне соответствует терминологии европейского законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Несмотря на всю казалось бы незначительность вопроса, оно составляет препятствие к вступлению Украины не только в ЕС, но и в СТО.

Также надо отметить, что в русских источниках встречается мнение, что понятие "торговая марка" (ТМ) является более экономичным, чем правовым, что синонимично понятию "брендинг" (branding (англ.) - клеймение).

В таком случае, под торговой маркой (брендингом) понимают товарный знак (знак для товаров и услуг) плюс все, что знают и думают о товаре, все, чего ожидают потребители. Это образ, который возникает в сознании, как реакция на товарный знак. Это обещание производителя или лица, оказывающего услуги, за товар, услугу постоянно предлагать потребителю специфический набор качеств и ценностей. Например, слово «Мерседес» как товарный знак является лишь словом и знаком с трехлучевой звездой, однако как торговая марка это - немалый понятийный ряд, который обогащен украинским, русским или иным фольклором, то есть именно процессом использования товара, который предлагается потребителю под торговым знаком «Мерседес». На нашем сайте рассказано и о том, какие есть виды торговых марок, поэтому на этом мы не будет останавливаться.

Как видим, в таком случае понятие "торговая марка" является более широким, однако следует отметить, что в любом случае его легализация целесообразна как для внутренней законодательной и законотворческой политики государства (использование единой терминологии), так и для внешней политики Украины (адаптация к законодательству ЕС).

«ТОРГОВЫЙ» или «ТОВАРНЫЙ»?

Относительно другой группы, определенной нами, а именно: «торговый» или «товарный» следует вновь обратиться к Парижской конвенции, которая в своем понятийном аппарате использует определение «товарный». Применение такого понятия является более целесообразным, ведь знак непосредственно касается собственно товара и фактически становится его неотъемлемой частью. В «Популярной юридической энциклопедии» находим такое же определение - «товарная марка» - фирменное имя, знак, символ, рисунок или их сочетание, обозначающие продукцию или услуги, предлагаемые потребителям. Целесообразно добавить, что, несмотря на использование «товарный», дальнейшее трактовка понятия является неудачной, ведь она относит к торговой марке фирменное наименование, которое является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности (ст. 420 ГК Украины) и не определяет основной функции торгового знака - выделения одного из других подобных товаров.

В ст. 492 ГК Украины вместо слова «товарный» использовалось слово «торговый», которое, в свою очередь, происходит от слова «торговля». Попробуем разобраться в причинах такого определения. Так, торговлей определяется форма обмена товаров, при которой их движение из сферы производства в сферу потребления или изменение одного владельца товаров другим происходит на основе купли-продажи. Как видим, в данном случае упор делается на отношении товар-торговля, а не товар-знак для товаров и услуг.

***

Добавим напоследок, что, например, в немецком праве сосуществуют два слова (das Handelszeichen - торговый знак и das Warenzeichen - товарный знак), в английском языке под понятием trademark понимают и «торговую марку» и «торговый знак».

(с) Яна Кондратюк, 2012

Новости в тему:
Доменным именем первого уровня сможет стать любое слово, не говоря уже о торговой марке. 

Торговая марка на туалетной бумаге возмутила общественность.

 

Повернутись на Головну сторінку для реєстрації торгової марки.
Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.
Почитати Статті про торгову марку, промисловий зразок, винахід, корисну модель та авторське право.