Регистрация торговой марки
Украина, Евросоюз и все страны мира
UA
RU

Забуксовало коллективное управление авторскими правами в Интернете

Забуксовало коллективное управление авторскими правами в Интернете.

РОМС, позиционирующееся как НП, коллективно управляющее авторскими правами, прекратило принимать платежи за музыку, прав на которую у НП нет, рассказал "Ъ" вчера гендиректор РОМС Олег Незус. По его словам, сейчас компания принимает платежи только за произведения, авторские права на которые передали звукозаписывающие лейблы и авторы. "У нас около 300 договоров с правообладателями. Мейджоров среди них нет",— пояснил господин Незус. Совладелец процессинговой компании Chronopay Павел Врублевский считает, что РОМС может потерять более 60% выручки. По оценкам экспертов, в 2006-2007 годах по лицензиям ФАИР и РОМС в интернет-магазинах продавалось музыки в формате mp3 на $30-50 млн в год. Магазины платили отчисления, например выручка скандально известного сайта Allofmp3.com оценивалась в $10 млн, около $1,5 млн из которых получало РОМС.

Общества по коллективному управлению НП РОМС и НП ФАИР пользовались пробелом в законодательстве РФ, существовавшим до вступления ч. 4 ГК РФ в силу. Представители НП ссылались на ст. 45 закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", позволяющую выдавать лицензии "от имени всех обладателей прав, включая тех, которые не передали организации полномочий". НП декларировали готовность выплачивать вознаграждения правообладателям, но все ведущие лейблы отказывались с ними работать.

В РОМС объясняют свое решение ч. 4 ГК РФ, которая вступила в силу 1 января 2008 года. В ней говорится, что организации, занимающиеся коллективным управлением авторскими правами, делятся на две группы: представители первой обязаны заключать с правообладателями прямые соглашения об использовании их произведений, а компании из второй группы могут управлять имущественными правами без предварительного разрешения правообладателя, но для этого требуется госаккредитация. Госаккредитация не распространяется на коллективное управление в интернете, говорится в ГК.

Тем временем конкурент РОМС — Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме (ФАИР) — продолжает работать в обычном режиме. Как рассказала новый гендиректор ФАИР Екатерина Ледокол, структура скоро будет переименована в НП "Ледокол" и продолжит заниматься коллективным управлением правами. "Ч. 4 ГК еще не вступила в силу, поскольку нет подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере авторских прав. Правовой вакуум будет продолжаться еще год-два, а к тому времени мы рассчитываем поменять законодательство",— пояснила свою позицию госпожа Ледокол.

Эксперты и участники рынка аргументацией ФАИР были удивлены. "В ч. 4 ГК РФ ясно написано, что она вступает в силу с 1 января 2008 года и факт принятия подзаконных актов не может сдвинуть этот срок,— рассказывает Юрий Любимов, советник главы МЭРТ Эльвиры Набиуллиной.— Сейчас для продажи произведений через интернет требуется прямой договор с правообладателем". Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский настаивает, что концепция ч. 4 ГК останется без изменений: "Мы не планируем пересматривать подход к интеллектуальной собственности".

"В течение месяца мы планируем провести проверки и подать заявление в МВД о возбуждении уголовного дела в отношении ФАИР либо РОМС, если они не прекратят нарушать закон",— рассказал юрист "Гала рекордз/EMI" Алексей Мусатов. Возможно, нарушения со стороны РОМС и ФАИР будут квалифицированы по ст. 159 УК РФ ("Мошенничество", до десяти лет лишения свободы), предположил он. "По сути, НП занимаются хищением денег и вводят в заблуждение клиентов, которым говорят о легальности работы с лицензиями РОМС и ФАИР",— обосновал господин Мусатов. "Коллективное управление в интернете без прямых договоров с правообладателями вне закона",— поддержал гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов.

Хотите защитить свой бизнес? Мы знаем как: Регистрация торговой марки

По материалам Сети

Повернутись на Головну сторінку для реєстрації торгової марки.
Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати патент на винахід чи корисну модель.
Почитати Статті про торгову марку, промисловий зразок, винахід, корисну модель та авторське право.