Реєстрація торгової марки
Україна, Євросоюз та всі країни світу
RU
UA

Товарный знак или промышленный образец как способы защиты упаковки

Товарный знак или промышленный образец как способы защиты упаковки.

Этикетка, упаковка, тара являются ценными объектами интеллектуальной собственности, по поводу которых все чаще и чаще разыгрываются судебные баталии между производителями товаров и услуг. Чем патентный поверенный может помочь разработчику этикетки, упаковки, дизайна внешнего вида изделия? Патентный поверенный проверит, не совпадают ли ваши этикетки и упаковки с другими, ранее зарегистрированными или поданными на регистрацию в Роспатент в качестве товарного знака или промышленного образца. При необходимости поверенный даст необходимые юридические рекомендации дизайнеру о том, как изменить товарный знак или промышленный образец для того, чтобы получить на него в дальнейшем Свидетельство или патент. Патентный поверенный оформит все необходимые документы и подаст заявку на регистрацию, получит приоритетную справку, ответит на все вопросы экспертизы и получит регистрационное свидетельство на товарный знак или патент на промышленный образец. Указанные правоохранные документы - гарантия Ваших прав в судебных спорах и оружие в конкурентной борьбе.

Что такое «товарный знак» и «промышленный образец»?

Теперь остановимся более подробно на том, что такое товарные знаки и промышленные образцы. Металлические банки, стеклянные, пластиковые и глиняные бутылки могут быть зарегистрированы и как объемные товарные знаки, и как промышленные образцы, а иногда и как изобретения. В качестве товарных знаков могут регистрироваться словесные, объемные, изобразительные или иные обозначения и их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Также в качестве товарного знака могут быть признаны мелодии или ароматы.

Словесные товарные знаки наиболее широко распространены и представляют собой как существующие, так и вымышленные слова или сочетания букв (например, аббревиатуры), отдельные предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. Изобразительные товарные знаки могут содержать фигуры любых форм, различные символы, конкретные и абстрактные изображения, композиции линий, пятен на плоскости. Изобразительные знаки обладают выигрышными рекламными свойствами и позволяют эффективно выполнять функцию индивидуализации товаров.

К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. В качестве предмета объемного товарного знака обычно выступает тара или упаковка товара или же оригинальная форма самого изделия. Комбинированные товарные знаки представляют собой комбинацию элементов различного характера: изобразительных, словесных и др.

Промышленный образец – это графическое описание товара или изделия (по Закону: художественно-конструкторское решение изделия), отражающее его внешний вид. Наиболее часто под правовую охрану промобразцов подпадают этикетки, упаковка, тара, печатное издание, внешний вид технического изделия, фасон одежды, мебель и др. Промышленный образец считается созданным не когда изготовлено само изделие, а на дату подачи правильно оформленной заявки на этот промышленный образец когда автор создал его, например, отобразил на бумаге. Автор промышленного образца после его официальной регистрации получает патент, дающий исключительное право на производство товара именно в этом внешнем исполнении.

Не могут считаться промышленными образцами решения, обусловленные исключительно технической функцией изделия, объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений. Не предоставляется охрана решениям внешнего вида, хотя и имеющим признаки промышленного образца, но не заслуживающим охраны: объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; изделиям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Решению внешнего вида предоставляется охрана в качестве промышленного образца, если оно является новым и оригинальным. То есть новизна и оригинальность — это и есть те критерии, которым должен удовлетворять промышленный образец, заявляемый на выдачу патента.

В связи с тем, что промышленные образцы – это явления дизайна, используемые в разных отраслях промышленности, они могут быть защищены в соответствии с нормами и авторского, и патентного права. С одной стороны, по причине их эстетической сути, бывает целесообразной охрана промышленных образцов по нормам авторского права, с другой - в связи с ориентацией образцов на реализацию промышленным способом в механизированном производстве - они нуждаются в более надежной правовой охране, приспособленной к запросам коммерции и основанной на принципах защиты промышленной собственности.

Автор решает сам, какую систему охраны выбрать: авторское право, патентное право либо обе системы право одновременно. В случае защиты произведения дизайна авторским правом, сам автор должен позаботиться о заключении авторского договора, в котором были бы предусмотрены все условия, связанные с использованием объекта и передачей прав на него. Такой договор должен быть заключен очень грамотно, чтобы избежать для автора невыгодных для него ситуаций.

Однако, российский опыт показывает, что зачастую такие изделия, как упаковка, посуда, мебель, печатная продукция, одежда, и др., с точки зрения их коммерческой эксплуатации, на потребительском рынке целесообразно защищать патентами. Очевидно, что защита произведений дизайна патентом на промышленный образец более надежная. Во-первых, наличие патента наделяет правообладателя исключительными правами на данное произведение, что позволяет ему и только ему использовать объект на рынке сбыта. Во-вторых, патент на промышленный образец является весомым доказательством авторства в суде при возникновении судебных исков.

Судебные споры по упаковке

Анализируя российскую и зарубежную судебную практику по защите брэнда, можно убедиться, что часто рассматриваются иски о нарушении прав на товарные знаки и промышленный образцы, например, рисунок ковра, дизайн одежды, бутылки и другие виды упаковки масложировых, молочных и других пищевых продуктов, винные или водочные этикетки. Констатируем факт- сегодня очень немногие из российских производителей осуществляют комплексную патентную защиту своих брэндов, то есть помимо собственно названия продукта регистрируют все другие отличительные элементы его фирменного стиля, включая бутылку или другую тару, которая, несомненно, является одним из важных идентификаторов торговой марки.

Все реже «пираты», размещая чужой товарный знак на своей упаковке с целью использовать чужой, уже раскрученный имидж, не имеют при этом правозащитных документов в свою защиту. Гораздо чаще судебные споры возникают в тех случаях, когда одной стороне в конфликте принадлежит словесное обозначение или комбинированный товарный знак с охраняемым словесным элементом, а у другой стороны - юридического лица - фирменное наименование совпадает с этим словесным обозначением. При этом сфера их деятельности также совпадает. Например, две компании выпускают однородные товары, у одной товарный знак обуви зовется «Монарх», а другая сама называется ООО «Монарх». Споры по упаковке также возникают, когда одна сторона имеет патент на промышленный образец с включенным в нее товарным знаком, права на который принадлежит другому правообладателю. Также встречаются конфликты, когда каждая из сторон имеет Свидетельства на оригинальные словесные обозначения и логотип, но спор ведется по поводу общего дизайна упаковки, на котором размещаются разные логотипы. Последние типы споров характерны для рынка масложировой продукции, рынка напитков, кетчупов.

Напомним, что товарный знак является средством индивидуализации товаров, работ и услуг, а фирменное наименование – это средство индивидуализации фирмы в целом как субъекта прав и в обязательном порядке включает указание организационно-правовой формы (Общество с ограниченной ответственностью, Закрытое акционерное общество и т.д.).

Если одна из сторон конфликта, не имеющая Свидетельства на товарный знак, использует не свое фирменное наименование, а лишь его элемент в виде словесного обозначения, то приоритет в решении конфликта, как правило, отдается правообладателю, имеющему Свидетельство на товарный знак. Если будет доказано, что владелец фирменного наименования пытался индивидуализировать свою продукцию с помощью оригинальной части наименования (например, помещает фирменное наименование в центр этикетки с явным выделением оригинальной части), то налицо нарушение прав на товарный знак третьего лица, даже если фирма была зарегистрирована раньше, чем получена дата приоритета товарного знака. В Законе предусмотрена норма, в соответствии с которой не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, если право на фирменное наименование возникло ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Судебные споры по упаковке могут также возникнуть и тогда, когда лицо, использующее на упаковке чужой товарный знак, имеет патент на упаковку в качестве промышленного образца. Возникают вопросы: является ли патентообладатель (или его лицензиат) нарушителем прав на товарный знак и каким образом владелец товарного знака может защищать свои права. В таких случаях суды часто считают необходимым для истца в целях защиты своих прав обращаться сначала в Палату по патентным спорам с возражением против выдачи патента, поскольку суд не может запретить использование запатентованного объекта. Все споры по всем объектам промышленной собственности выносятся с учетом даты приоритета. Говоря иначе, все права принадлежат тому, кто первым их правильно оформил.

Чем могут помочь патентные поверенные?

Если к вам пришло письмо от конкурентов с требованием прекратить выпуск своего товара, то первым делом необходимо заручиться поддержкой профессионалов по интеллектуальной собственности, способных провести необходимую экспертизу и имеющих опыт отстаивания интересов правообладателей в Палате по патентным спорам и судах. Но для того, чтобы избежать экстремальных ситуаций и дополнительных финансовых затрат, работать с патентными поверенными нужно начинать до введения своей торговой марки в коммерческий оборот и защищать свой брэнд комплексно: и название, и упаковку, и элементы рекламной идеи, и оригинальную рецептуру. Главная задача фирм патентных поверенных с первых шагов работы с объектом интеллектуальной собственности правильно с учётом всех особенностей каждого конкретного случая оформить документы под конкретную ситуацию:

  • в варианте регистрации товарного знака оценить охраноспособность самого обозначения, проверить его на оригинальность и неповторяемость, правильно проклассифицировать заявляемое обозначение по видам деятельности, не упустив те виды деятельности, которые действительно необходимы в данном случае и т.д.
  • в варианте патентования изобретения, полезной модели, промышленного образца - профессионально составить формулу изобретения (полезной модели), его описание и реферат, а также перчень существенных признаков промышленного образца и т.п.,
  • в варианте регистрации авторских прав главная задача поверенного – подсказать автору правильный выбор компании, в которой автор намерен депонировать своё произведение и передать управление своими правами. В этом сегменте рынка, к сожалению, царит недобросовестная конкуренция, и нам приходилось уже не раз вмешиваться в необдуманно оформленные отношения, чтобы вернуть автору то, чего у него фактически было отобрано путём хитроумно составленных документов.

Патентные поверенные знают, как выстроить систему контроля сроков совершения установленных законодательством действий, порядка переписки с патентным ведомством, для того, чтобы своевременно реагировать на запросы и уведомления экспертов Роспатента, не пропуская сроки, в течение которых возможны те или иные действия без риска потерять заявку на товарный знак или промышленный образец.

Вы также можете начать новую Тему и обсудить эту новость  у нас на Форуме в теме  Торговая марка

Хотите сделать все правильно, тогда вам сюда: Регистрация торговой марки

Источник новости: Интернет

Повернутись на Головну сторінку реєстрація торгової марки.
Дізнатись все про торгову марку.
Отримати штрих-код на товари.
Почати реєстрацію авторських прав.
Отримати